Бесконечность
неопределённость бесконечности
изучение бесконечности
определение/ оформление бесконечности
"исчезновение бесконечности"
парадоксы бесконечного
бесконечность как источник познания
бесконечность и движение
бесконечное в математике и божественное в теологии
математика; физика; теология
бесконечное и реальность
Неопределённость бесконечности
Бесконечность не является определённым понятием. Как только бесконечности даётся определение,
она превращается в некоторую "конечность". В тех теориях, исчислениях, которые используют слово бесконечность, оно является лишь обозначением
для сокращённого описания некоторых конечных- определённых понятий или процедур. Бесконечность связана с такими также неопределёнными понятиями как бесформенность, беспредельность.
Неопределённость, притом принципиальная, бесконечности отмечалась.
Например, в 1774 году
президент Берлинской Академии наук Лагранж решил объявить конкурс "о
строгой и ясной теории того, что в математике называется бесконечностью".
Лагранж предлагал, чтобы вместо бесконечности было введено некоторое другое
понятие, "отчётливое и достоверное".
Изучение бесконечности
Бесконечность, несмотря на её неопределённость, можно
изучать. В математике результатом изучения бесконечности стало создание методов
"исчерпывания" (площадей), интегрирования, дифференцирования, …
Построение математических теорий, "использующих
бесконечность", строгих или нестрогих, можно назвать исчислением
бесконечности.
Основной
вопрос для какой-либо теории, где
участвует слово бесконечность (как,
впрочем, и для любой другой): "эффективна
ли она?" Так, "использующий бесконечность" математический анализ
эффективен (помогает находить экстремумы функций, …). Пример неэффективной
теории бесконечности: трансфинитная арифметика Кантора.
Эффективность
для практики теорий, методов, возникших при изучении бесконечности, может
рассматриваться как критерий истинности представлений исследователя о
бесконечности. И обратно: бесполезность теорий, "использующих
бесконечность", говорит о неправильности таких представлений.
Определение/ оформление бесконечности
Математические теории возникают вначале, как правило, в нестрогом
виде, где смысл понятий определён неточно, действия/ системы продукций даны
приблизительно. Постепенно, в том числе в процессе устранения ошибок и
противоречий, теории становятся всё более строгими, их понятия и методы
действий – всё более оформленными, определёнными. Это в особенности относится к
теориям, обращающимся к бесконечности, поскольку любые действия всегда производятся
над конечным числом объектов (формул, фигур, чисел...) и состоят из конечного
числа процедур (преобразований этих формул...). В предварительных рассуждениях,
расчётах могут производиться плохо определённые "бесконечные
вычисления", "бесконечные выводы", ... Однако такие расчёты или
выводы являются лишь возможной основой для создания некоторых теорий, уже
строго определённых и непротиворечивых (пример: исчисление бесконечно малых).
Они могут так и остаться на уровне набросков, правдоподобных вычислений или умозаключений
(пример: апории Зенона). В этом случае их применение в теории и на практике,
как и вера в истинность их заключений, будут постепенно убывать.
В процессе определения, оформления, уточнения предварительного
наброска теории, обращающейся к бесконечности, эта неопределённая бесконечность
превращается в определённые понятия и процедуры. Переход от расплывчатых,
нестрогих рассуждений о бесконечности, "бесконечных" вычислений и пр.
к определённой, явно представленной как конечной, теории представляет собой как
бы конечное воплощение
бесконечного.
"Исчезновение бесконечности"
Бесконечное, будучи частично исчисленным – можно сказать,
породив это исчисление – уходит из него. В строгих математических теориях слово
или символ "бесконечность" является обозначением определённых
конечных процедур. Смысл любого понятия, разумеется, может меняться при
изменении теории, в которой оно используется. Но с бесконечностью происходит
нечто более существенное: в процессе определения, уточнения использующей её (нестрогой)
теории она в какой-то момент исчезает, превращаясь в конечное; как бы уходит в
некоторую неопределённую (бесконечную, бесформенную) область, из которой
некогда, при возникновении данной теории она появилась, и откуда снова может
быть вызвана, при построении следующей теории. Бесконечность уходит – остается
только порождённый ею (конечный) математический аппарат. Впрочем, уловить
момент "ухода бесконечного", трансформации неопределённого
бесконечного/ неявного конечного в определённую и явленную конечность примерно
то же, что уловить момент остановки движения, перехода его в состояние покоя.
Парадоксы бесконечного
Новые
теории, исчисления,
возникшие при
"работе с бесконечностью", особенно, когда они выражены в эскизной,
нестрогой форме, могут приводить к противоречиям, парадоксам –
правдоподобным, но ошибочным/ самопротиворечивым заключениям, к неверным
результатам. Из-за
этого новые теории нередко подвергаются серьёзной критике, особенно на этапе их
становления. Так было, например, с анализом бесконечно малых – критики, слабо знакомые с
сутью дела, называли его "ненаучным", "нелогичным" и пр.
"Метод анализа не согласуется с законами логики… как бы он ни был
полезен, его можно рассматривать лишь как некоторую догадку, ловкую сноровку,
искусство или скорее ухищрение, но не как метод научного доказательства"
(епископ Беркли). Впрочем, в начале становления математического анализа
недоуменные вопросы возникали даже у самих его создателей: "каким образом из
столь противоречивых посылок получаются столь многочисленные истинные положения?"
Главным критерием истинности любой теории, однако, является практика.
Определить заранее все возможные эффективные научные методы нельзя – это всё равно, что полностью
исчерпать бесконечность. Оформить же до нужной строгости, чтобы избежать
противоречий, понятия и методы эскиза эффективной, приносящей пользу теории – задача чисто техническая;
как это и произошло с тем же исчислением бесконечно малых.
Бесконечное, в силу своей неопределённости, может содержать
в себе взаимно противоречивые характеристики; в частности, оно само как бы и
"есть" и "нет". При дооформлении до нужной строгости
эскиза теории, использующей бесконечность, противоречия исчезают; однако и сама
"бесконечность" при этом превращается в нечто конечное.
Поскольку бесконечное может содержать в себе взаимно противоречивые
характеристики, к нему нельзя применить метод заключения от противного, reductio ad absurdum (RaA). Это утверждение можно интерпретировать как "ограниченность
применимости критерия непротиворечивости к бесконечному".
С помощью бесконечности строятся эффективные математические
теории. Т.е.
бесконечность "полезна", т.о. "существует",
"есть". С другой стороны, при строгом определении смысла слова бесконечность
в какой-либо теории, оно всегда является лишь обозначением чего-то конечного.
Т.е. бесконечности как бы не существует. Существует как некоторый порождающий
источник, и не существует как определённый объект, предмет математических,
логических процедур.
Бесконечность как источник познания
Бесконечность
воздействует на исследователя, в результате чего возникают теории, системы
понятий и продукций (методы обработки этих понятий). Работая с бесконечностью,
создаются многие эффективные математические теории и методы. Про эти
теории и методы можно сказать что они "порождаются
бесконечностью", "извлекаются из бесконечности".
Утверждение, что
бесконечность порождает (математические) теории можно переформулировать
так: бесконечность является источником познания. Источник познания,
порождающий понятия, теории, отличается от них самих. В частности, понятия
устойчивы, определены, оформлены.
Бесконечность является весьма мощным, может быть даже основным
источником познания. Теории и методы, использующие бесконечность – дифференцирование,
интегрирование, преобразования Фурье и так далее – наиболее важны в современной
математике. Некоторые их прообразы – "исчерпывание",... – появились
ещё в античной науке, и уже тогда доставили ей значительный успех, в том числе
в решении практических задач. Математику иногда даже называли наукой о
бесконечности, имея в виду определяющую роль в ней этих методов.
К бесконечности обращаются при поиске принципов науки,
устройства Природы, жизни, … "При каждом серьёзном размышлении из
глубины нашего сознания всплывает эта бесконечность ..." (В.Н. Тростников).
Бесконечность и движение
Бесконечное похоже на движение. Оно так же ускользает
от попыток его определения- оформления- ограничения... как
и движение, а будучи частично определённым покидает эту созданную "оконеченную"
часть и уходит в некоторую другую, остающуюся по- прежнему неопределённой и бесформенной.
Как и бесконечное, движение никак не удается до конца уловить, остановить,
завершить. "Оконеченная бесконечность" – это как бы остановленное
движение. Как и бесконечность, движение то ли есть, то ли его нет.
"Движенья нет, сказал мудрец брадатый. Другой смолчал и стал пред ним
ходить ...".
Бесконечное и движение участвуют в похожих парадоксах
– правдоподобных, но ошибочных или самопротиворечивых утверждениях. Причём они
нередко и связаны там друг с другом. Так, например, апория Зенона,
рассматривающая вопрос движения: "Догонит ли Ахиллес
черепаху?" использует бесконечное деление отрезка.
И бесконечное, и движение скорее источники
изменений, чем понятия; они порождают новые понятия, системы, но сами ими
не являются; используются как понятия лишь условно.
Похожи не только бесконечное и движение, но и
их оппозиции: конечное – покой; таким образом, похожи диады
{бесконечное, конечное} и {движение, покой}. Покой соотносится с
определённостью, оформленностью, конечностью.
Исчисление бесконечного в математике можно соотнести
с познанием движения в физике. Математика является, в главном, наукой
о бесконечности: исчисление бесконечного дало ей наиболее мощные методы.
Аналогично, физика является, в главном, наукой о движении, а познание
движения, в особенности, его исчисление, дало физике наиболее важные
результаты, составило основу научной революции XVII
века; причём оба эти процесса – исчисление бесконечности и исчисление движения
– интенсифицировались в одно и то же время (конец Возрождения - Просвещение) и
реализовывались одними и теми же исследователями (Галилей, Гюйгенс, Ньютон, ...).
Более того, именно методы "исчисления бесконечно малых" стали
наиболее эффективными средствами в математическом изучении движения.
Движение мы заключаем в формы- исчисляем, и бесконечность тоже заключаем в конечные формы- исчисляем.
Бесконечное исчисляется лишь частично: то и дело возникают
новые математические методы, "использующие бесконечность". Аналогично
после (частичного) познания движения, выявляются новые его виды, строятся их теории
и так далее.
Бесконечное, как и движение, всё время словно вырывается из исчисленных- оформленных интеллектуальных конструкций, в которые его пытаются заключить.
Связь бесконечности с движением/ материей отмечалась. Аристотель утверждал, что бесконечное существует (лишь) потенциально; "отсюда с очевидностью следует, что бесконечное для Аристотеля есть материя, ибо именно материя с самого начала определяется им как возможность" (П. Гайденко). (Кстати, источник познания также можно охарактеризовать как возможность). "Бесконечное есть материя для завершённости величины и целое в потенции, а не актуально" (Аристотель, Физика, III, 6, 207а).
Бесконечное в математике и божественное в теологии
Если представление математики как "науки о бесконечном"
является, во многом, лишь метафорой, то теология является бого-словием
– словами о божественном – по определению.
Между исчислением бесконечного и изучением божественного заметны
существенные аналогии. Прежде всего, бесконечное – часто используемая
характеристика божественного. Математические представления о бесконечном
применялись для интерпретации богословских положений. Например, в теологии
использовались математические модели типа "Бог это бесконечная сфера,
периферия которой везде, а центр нигде". В.Н. Тростников рассматривал
пример из теории пределов lim x*(1/x) (=∞*0)
=1 как математическую иллюстрацию положения "действием бесконечного из ничего
получается число (Вселенная)". Св. Игнатий (Брянчанинов): "К
математической теории бесконечного мы обращаемся чтобы, по возможности более
точно, объяснить отношения Творца и творения, в собственном смысле недоказуемые
и необъяснимые".
Хотя в математике есть и "конечные" разделы, но
бесконечность даёт ей наиболее мощные методы. Аналогично, хотя божественное
может быть охарактеризовано и как "конечное", поскольку оно стоит
выше оппозиции конечное – бесконечное/ включает её, однако бесконечное является
его "более существенной" характеристикой. Как в математике бесконечное
и "есть" и "нет", так и в теологии имеются и катафатические
(положительные) и апофатические (отрицательные) характеристики божественного.
Возможно, что философско-математические дискуссии о существовании потенциально
бесконечного и несуществовании актуально бесконечного в математике
соответствуют теологическим дискуссиям о возможности познания энергий
божественного и невозможности познания его сути. В современной
математике предлагается осторожно обращаться с бесконечным, в том числе
подчеркивается ограниченность применимости к нему метода "приведения к
абсурду" (RaA), критерия
непротиворечивости. Аналогично, в современном богословии рассуждения о божественном,
ссылающиеся на "правдоподобие" или на "приведение к
абсурду", считаются предварительными и недостоверными. Впрочем, еще в –VI веке Гераклит рекомендовал "о величайшем не
говорить правдоподобного".
Математика; физика; теология
Существует связь между математическим исследованием бесконечного,
изучением движения в физике, и теологией божественного. Возможно, эту связь
можно представлять в виде проекции: теология божественного → исчисление
бесконечного в математике → изучение движения в физике.
Бесконечное и реальность
Реальность бесконечна (потенциально) и этим отлична
от конечных виртуальных миров.
Главным критерием истинности/ полезности/ красоты тех или
иных теорий является связь с реальностью, дающая им (потенциально бесконечную)
возможность дальнейшего развития. Истины должны быть связаны с реальностью и
бесконечным.