Рассвет "золотого века"
Новая Атлантида
Рассвет "золотого
века"
В середине XVII века,
1640- 60-х годах, среди которых был и знаменательный своим числовым символизмом
год 1666, многие ожидали радикальных перемен в мире: одни – прихода
золотого века, другие – наступления конца света.
С 1640-х гг. среди протестантов, особенно английских
пуритан, распространились представления о приближении "тысячелетнего
царства Христа". "Милленаризм – основной фактор пуританских
взглядов".
Ян Амос Коменский, епископ "богемских братьев", наследников гуситов,
считал возможным началом миллениума 1666 год. Эти представления не
остались одними лишь мечтами. Оливер Кромвель, возглавивший английскую революцию,
утверждал, что он стремится к установлению "царства
Божия на земле". Примерно тогда же в Англии, а затем и других странах,
в первую очередь протестантских, стали возникать герметические (масонские)
союзы, ставившие своей целью возрождение золотого века. "Конечной целью масонства является объединение
людей … для достижения царства Астреи"
(Конституция Великой ложи Франции). Тогда же и в тех же странах начали
создаваться и научные заведения нового типа – Лондонское Королевское Общество (1661 г.), Парижская Академия наук (1666 г.) и др., которым, по замыслам их идеологов и организаторов,
была отведена сходная роль. "Для пуритан миллениум <тысячелетнее
царство> надо было заработать тяжёлым трудом, человек и мир должны были
быть приготовлены к нему через развитие науки и образования" (Ф.А.
Йетс).
В 1640-е годы усилились ожидания прихода мессии среди
евреев. По вычислениям каббалистов это должно было произойти в 1648 году; так
считал, в частности, крупный каббалист р. Самсон из Острополя на Волыни. В 1648
году Саббатай Шеви из Смирны объявил себя мессией, а талмудист и каббалист
Натан из Газы признал его таковым и заявил, что в 1666 году для евреев наступит
избавление. В сентябре 1666 года Шеви обратился в ислам, что было
представлено Натаном как "подвиг священного отступничества" – мессия
добровольно спускается в царство зла, чтобы освободить тех, кто заключён в нём.
С того времени многие саббатианцы- последователи Шеви, также внешне
переходили в ислам или христианство, как бы "спускаясь в царство зла для
его разрушения".
К середине XVII века
обострился раскол в греко-российской церкви. Проходивший в 1666- 67 гг. в
Москве собор восточных патриархов и российских епископов объявил древнерусские
христианские обряды еретическими. Протопоп Аввакум изумлялся делам царя и
высших церковных иерархов: "Аще мы раскольники и еретики то и все
святые отцы наши и благочестивые цари и прежние патриархи таковы суть. …
Воистину глаголем: смело дерзаете но не на пользу себе". Не признавшие
решений этого собора служители и прихожане РПЦ сочли, что наступает время
прихода Антихриста и апокалиптических бедствий.
Итак, в середине XVII века произошёл ряд критических событий, которых одни
расценили как приближение золотого века, а другие наоборот – как
наступление царства тьмы, предваряющее конец света.
Новая Атлантида
В XV - XVI веках
в Западной Европе происходили заметные изменения во всех областях социальной
жизни. В религии возникали и распространялись секты, раскалывавшие
единое некогда католическое христианство и изменявшие его догматы. В политике
значительно повысилась роль торговых, коммерческих
классов. В европейских
элитах почти повсеместно произошёл переход власти от аристократии меча к
аристократии золота; от принципа аристократии "деньги найти легко,
человека трудно найти" к принципу торговцев и банкиров: "деньги
решают всё". В философии и культуре по всей Европе заметно
возрос интерес к античности, неоплатонизму, гуманизму и оккультизму.
Иногда эти преобразования имели характер реформ,
медленного распространения новых идей, постепенного роста численности поддерживающих
эти идеи групп, их влияния; почти незаметного перехвата ими управления
обществом; иногда они имели х характер революций, столкновений крупных
социальных групп в борьбе за собственность, власть, идеологию. Впрочем, нередко революционные преобразования
совершались после предыдущей плавной эволюции.
Раньше
всего эти утверждение нового политического и религиозного строя произошло в государствах
северо-европейского атлантического региона: протестантских княжествах
Германии, Скандинавии, Англии. В их экономике установились капиталистические
методы ведения хозяйства; в политике – правление торгово-промышленных классов
(финансистов, фабрикантов, купцов, ...); в религии – лютеранство, кальвинизм,
или другие формы протестантизма. Несколько позже в круг этих стран вошли, а
затем возглавили их США.
Среди образов, использовавшихся некоторыми энтузиастами этих
преобразований, была Атлантида; миф о ней. В эпоху Возрождения
представления об Атлантиде, упомянутой Платоном и рядом более поздних античных
авторов, соединялись с ренессансными герметическими представлениями о древней
мудрости и золотом веке. Идеал возрождения древней мудрости и
золотого века, провозглашавшийся у масонов, розенкрейцеров
соответствовал или подразумевал возрождение древней Атлантиды; либо создание Новой
Атлантиды, продолжавшей старую. Идеологема Новой Атлантиды оказывала
влияние, явно или неявно, на ряд пропагандистов религиозных или политических
преобразований XV - XVI вв.
Так, термин "Новая Атлантида" использовал в проекте социальных
преобразований Фрэнсис Бэкон (1561 - 1627 гг.). Джон Ди (1527 - 1608 гг.)
предлагал называть недавно открытую Америку Атлантидой (а не
"Западной Индией", как она тогда именовалась). Символично, что именно
в государствах, примыкавших к атлантическому побережью, впервые были
инициированы преобразования, ведущие к построению Новой Атлантиды.
Установленный в XVI - XVII вв. в северо-атлантических государствах новый
религиозный и политический строй явил
многие принципы будущей Атлантической Империи; можно сказать –
очертил контур всплывающей Атлантиды.
Hill C. "Intellectual origins
of the English revolution", Oxford, 1965; Webster C. (ed.)
"Intellectual revolution of XVII century", L.,1974; Yates F.A.
"Rosicrucian Enlightenment", L., 1975.
Астрея - богини справедливости в античной
мифологии.
Yates F.A. "Rosicrucian
Enlightenment", L., 1975.