Тантра в культурах Запада и Востока
тантра в древних религиях
тантра в пифагореизме и платонизме
пифагореизм как тантрическая йога
аналогия с тантрическим буддизмом
тантра в неоплатонизме
неоплатонизм как религия Пустоты
тантра в алхимии; герметизме; магии; каббале
тантра в индуизме
тантра в китайской культуре
аналогии Запад-Восток
тантра и демоны; тантра, демоны и религия Пустоты
тантра в эпоху Просвещения
происхождение теории Природы
диалектический материализм как тантра
Тантра в древних религиях
Различные
мифы о мужском и женском божествах, порождающих мир (например, Ан и Ки
- Небо и Земля в Шумере-Вавилоне), представляли собой тантрические космогонии,
а обряды священного брака – подражание им.
Тантра
в пифагореизме и платонизме
Пифагорейск-платоническая
система по своим целям и методам может рассматриваться как интеллектуальная
тантра. То же относится к её продолжению, неоплатонизму.
Пифагорейцы и платоники, были дуалистами – строили
мир из сочетания Двух Начал: Чётного
и Нёчетного; или Материи и Идей-Форм. Их космогенез
напоминал космогенез восточной тантры: неопределённое муже-женское, нечётно-чётное
начало распадалось на Две Противоположности, которые далее порождали
Космос. В пифагореизме-платонизме имелись и математические модели этого тантрического
(из сочетания Двух Начал) порождения Космоса:
· Составление
квадрата гипотенузы из суммы квадратов (мужского и женского) катетов; теорема
Пифагора.
· Построение фигуры,
равной по площади (по материи) данной и подобной другой (подобной Идее-Форме)
– сочетание Идеи и Материи.
· Построение 5
космических элементов (правильных многогранников) с помощью циркуля и линейки ("мужского" и
"женского" начал); круга и квадрата.
В
пифагореизме имелись тантрические представления о священном браке
(богов); например, в
форме брака Гармонии и Космоса.
Далее, пифагорейцы активно производили дуальные классификации
объектов мира, что характерно для тантрических систем. "Всё двоично" (пифагореец
Алкмеон). Обширную пифагорейскую Таблицу Противоположностей приводил
Аристотель.
Наконец, пифагорейцы, платоники, и их последователи не
только строили дуальные/ тантрические теории космогенеза, структуры
Космоса и т.д., но и использовали, для своих медитаций, интеллектуальную тантрическую
технику. К ней относилось: 1) решение задач и доказательство геометрическим
теорем с помощью циркуля и линейки, т.е. двух начал; 2) занятия диалектикой,
"дуальной обработкой" Идей-Форм.
Пифагореизм как тантрическая йога. Основной целью в
пифагорейской системе был переход в состояние божества, или слияние с
божеством. Основными методами достижения этой цели являлись занятия математикой
и философией. Они включали в себя медитации- созерцания математических теорий и
философских доктрин, занятия математикой.
Постановка в пифагорейской системе религиозной цели соединения
с божеством; применение для этой цели медитаций- созерцаний позволяет
характеризовать эту систему как йогу, а использование в ней для
достижения целей диалектических- тантрических методов позволяет характеризовать
её как тантрическую йогу.
В частности, "Начала" Эвклида (которые
представляют собой, как известно, "геометрию циркуля и линейки")
можно рассматривать как трактат по тантрической йоге; учебник, или задачник по
интеллектуальной тантре. У
неоплатоников метод вызова
экстаза –
соединения с божеством –
также заключался в диалектике Идей-Форм, т.е. в использовании некоторой
тантрической техники, "игры" с + и – началами.
Пифагорейско-платоническая
интеллектуальная тантра –
геометрия циркуля и линейки и диалектика Идей-Форм – являлась подражанием
демиургии Космоса. (Платон явным образом предложил философам "подражать
демиургу"). В частности, пифагорейцы строили с помощью двух
начал, циркуля и линейки, пять правильных тел, которые соответствовали, по
их представлениям, основным элементам физического Космоса; тем самым
математически моделировали начальный этап космогенеза.
Аналогия с тантрическим буддизмом. Тантрическая
космогония и тантрические методы достижения целей сближали пифагореизм и его
развитие, неоплатонизм, с восточной тантрой, особенно тантрическим буддизмом, в
котором для достижения основной религиозной цели предлагались тантрические
методы – созерцания-медитации над доктринами или символами (мандалами, …),
имевшими тантрический характер: ритуалами яб-юм, сочетаниями ваджры и
колокольчика, кругов и квадратов и т.д. Пифагорейцев отличал от восточных тантриков
выраженно интеллектуальный, даже математический характер их созерцаний. (Изображения
пифагорейцев с их традиционными математическими инструментами, циркулем и
угольником, напоминали (многочисленные) изображения представителей
тантрического буддизма с ваджрой и колокольчиком, также являвшихся символами
мужского и женского начал).
В
пифагореизме-неоплатонизме отсутствовало нередкое в тантре почитание Великой
Богини, в какой-либо её форме (хотя бы "интеллектуальной" – гармонии, чётного, прямого,
линейки, квадрата, ...). Пифагореизм- неоплатонизм, если соотносить его с
восточными религиозно-философскими системами, это, скорее, нейтральная
тантра.
Тантра в неоплатонизме. Поскольку неоплатонизм поддерживал
основные цели и методы пифагореизма-платонизма, то он также являлся
тантрической системой. В неоплатонизме подчёркивалось значение диалектики,
диалектических медитаций (обработки Идей-Форм) для достижения "высших
состояний"; как для "перехода к богам", так и для (окончательного) "воссоединения с
Единым". Представления неоплатоников о космогенезе, структуре
Космоса (продолжая пифагорейско-платонические) также были тантрическими. В
частности, такими были отношения основной пары неоплатонизма, Интеллекта
и Мировой Души: между ними происходило взаимодействие-обмен "энергиями":
индивидуальные души восходили через Мировую Душу к Интеллекту; падение их
совершалось обратным порядком.
Итак, неоплатонизм являлся религиозной системой, включавшей
тантрическую теорию происхождения и строения Космоса, а также тантрическую
практику достижения высших состояний.
Неоплатонизм как религия Пустоты. Основные положения
неоплатонизма были в существенном подобны основным положениям восточных религий
Пустоты – буддизма и адвайта-веданты. В частности, высшие состояния экстаза в
неоплатонизме вызвались с помощью интеллектуальной
тантры, а именно, "диалектических" медитаций. Применение
тантрической практики для достижения высших состояний является характерной
чертой религий Пустоты, в том числе буддизма, даосизма. Из изоморфизма исходных
положений и методов их преобразований
следует изоморфизм или аналогичность развертываемых конечных состояний
(изменённых состояний сознания). Таким образом, неоплатонизм тоже можно было
рассматривать как религию Пустоты, а его "воссоединение с Единым" –
как аналог "ухода в Пустоту" буддийских или даосских систем.
Проникновение неоплатонизма в другие системы вело и к
развитию в них тантрических мотивов. Например, заметный тантрический акцент
имела мистика Сузо - Эккарта (XIII в.), развившаяся под
влиянием неоплатонизма. В эпоху Просвещения неплатоническая пара Интеллект -
Мировая Душа трансформировалась в пару Разум - Природа, отношения между
которыми также представлялись тантрическими (см. далее).
Тантра
в алхимии; герметизме; магии; каббале
В раннесредневековой и более поздней алхимии говорилось о порождении элементов
из двух начал, серы и ртути. Тантрический характер имела и внутренняя
алхимия герметизма, изображавшая достижение высшей цели алхимиков, великое делание, как духовный брак. В работах герметика XVII века Р. Фладда дуализм мира был так акцентирован, что
обратил на себя внимание современного китайского культуролога, сравнившего
концепции Фладда с древнекитайской натурфилософией, объяснявшей природные
феномены взаимодействием двух начал-сил инь и ян.
В основном каббалистическом сочинении, книге Зогар (XIII в.), появился тантрический мотив священного брака
Царя и Царицы (союз Бога и Шехины). Тантрические представления
разделяют и современные еврейские каббалисты: "Тора,
женское воплощение Бога … Шехина, женская ипостась Бога … В самой возвышенной
форме медитации каббалист визуализирует женское и мужское "тела"
Бога, сплетённые в любовных объятьях".
В ренессансной магии были популярны тантрические идеи об активных
и пассивных началах; о браке
Неба и Земли.
Например, Т. Кампанелла (1568 - 1639 гг.) полагал, что "маг действует, прилагая активные силы к
пассивным". Тантрический характер имел ряд магических
гадательных, астрологических процедур, песчаной геомантики и т.д.
Тантра
в индуизме
Индусская тантра представляла космогенез как распадение Единого
на два начала, либо как выделение Шакти (женского
начала мира/ энергии Шивы) из Единого/ Брахмана/ Шивы, что
порождало мир, являющийся, впрочем, иллюзией, исчезающей при обратном
соединении (возвращении) энергии Шакти в Шиву. Индусские тантрические системы делали
акцент на культе Шакти.
В индусской тантре разрабатывались разные пути реализации состояния
единства с Брахманом-Абсолютом. "Цель тантры – достижение
состояния неразделенности Шивы и Шакти … основная цель – переживание состояния
недвойственности". Для этого применялись разные йогические
практики, произнесение мантр, созерцание янтр и мандал.
Нередкими были коллективные тантрические ритуалы, которые, как считалось,
усиливали изменённое состояние сознания.
Наибольшее распространение тантра получила в рамках развития
буддизма,
особенно в Тибете, в котором она стала представлять его высшую/ эзотерическую
ступень – ваджраяну. "Будда учил трём доктринам: для тех кто
склонен к простому пути – хинаяне, более продвинутых – махаяне, тех кто
способен к наивысшему знанию – ваджраяне".
Основным методом достижения состояния недвойствености-
просветления- единства с Абсолютом стали медитации над символами,
имевшими, как правило, дуалистический характер и связывавшимися с теми или
иными божествами/ демонами, которые должны были визуализироваться или вселяться
в адепта.
Основные ритуалы тантрического буддизма представляли собой процессы соединения
двух начал: их созерцание, либо непосредственное их исполнение, либо их
интеллектуальное моделирование- медитации. Продолжали практиковаться в ваджраяне
и коллективные экстатические обряды.
Тантра
в китайской культуре
В древнекитайской натурфилософии возникновение Космоса считалось
результатом взаимодействия двух фундаментальных начал-сил инь и ян.
Гадательная Книга Перемен (усл. –XI в.)
оперировала с гексаграммами, составленными из шести инь и ян
черт.
Наблюдаемые явления природы и общества объяснялись на основе инь-ян
теорий, которые поддерживались авторитетом Книги Перемен. Важное, во многие времена
определяющее, значение Книги Перемен в системе образования в Китае,
привело к распространению таких теорий на широкий класс природных и социальных
феноменов.
В древнекитайской культуре, как и у пифагорейцев, издавна
были популярны двоичные классификации – выделения дуальных пар-оппозиций
объектов/ понятий/ явлений. Космос китайской культуры упорядочивался по
образцам, многие из которых имели дуальный характер: инь-ян, триграммы,
гексаграммы, сочетания кругов и квадратов, решётчатые конструкции,
магический квадрат ло-шу, крест хэ-ту и т.д. Эти дуалистические
образцы реализовывались в науке, технике, искусстве, музыке, архитектуре.
Впрочем, даже и само понятие "культура"
связывалось в Китае с дуальным упорядочиванием мира. "Представление
Поднебесной в виде (продольно-вертикальных и поперечно-горизонтальных) линий
основы и утка называется культурой" (Цзо чжуань, –V
в.). "Когда достигается взаимное перекрещивание основы и утка –
формируется культура " (Кун Инда, VII в.).
Тантрической была модель космогенеза в даосизме: Дао
порождало Диаду а та, через Триаду, весь Космос. В позднем
даосизме практиковалась чувственно-религиозная тантра. Синолог Дж. Нидхэм обращал на это внимание и
даже предполагал, что индусская тантра развилась под влиянием проникших в Индию
китайских идей. "На первый взгляд тантризм кажется импортированным в
Китай из Индии. Но более внимательное наблюдение приводит к выводу, что, возможно, всё было как раз наоборот.
Даосские тантрические практики процветали между II и VI
вв. в Китае, определённо до подъёма этого культа в Индии и его реимпорта (если
это был реимпорт) буддистами. По Бхаттачарье, главным местом буддийского
тантризма был Ассам. Заметим, что санскритский перевод "Дао дэ цзина" был
сделан Бхаскара Кумарой (Ассам), получившим его в 644 г.".
Китайская алхимия, как и западная, включала в себя
тантрические мотивы. Она развивалась внутри даосизма, сходно с шактизмом
подчёркивавшего женское начало, и ицзинистики, в которой феномены мира
представлялись результатами взаимодействия двух вселенских начал инь
и ян. Первое алхимическое
произведение "Чжоу и сань тун ци" ("О единении триады") Вэй
Бояна, написанное около +142 г., было связано и с даосизмом и с "Книгой
Перемен" (отмечено Нидхэмом).
Дуальные-тантрические
образцы применялись/ внедрялись и в
ранней китайской науке. Например, введение в древнем Китае решёток- координат
для географических карт (Чжан Хэн, +II в.) было, по мнению
китаеведов (А. Кобзев и др.), обусловлено дуалистическим подходом к описанию-
представлению мира.
Аналогии Запад-Восток
Тантрические религии, космогонии, обряды сходны между собой
в разных культурах.
"Западные алхимические тексты представляют учение о
слиянии двух начал, похожее на тибетскую ваджраяну"; "шабаши
европейских ведьм похожи на тантрический обряд паньчамакары".
Тантра и демоны
Тантра – чувственная, интеллектуальная, религиозная –
издавна связывалась с демонами. Она использовалась в ритуалах вызова/ вселения
демонов; в т.ч. в магии, гадании, алхимии. Наиболее известные примеры
чувственной тантры на Западе – шабаши ведьм, радения хлыстов –
однозначно связывались в народном мнении с "нечистой силой". Сходные
оценки получали и обряды восточных тантриков, особенно их коллективные экстатические
ритуалы. Тантра считалась внушённой демонами или привлекающей их к адептам.
В ряде религиозных систем – ламаизме, даосизме,
неоплатонизме, магии, … – ставились цели вызова демонов или вселения демонов в
адепта. Как правило, такие цели являлись промежуточными, предлагаемыми
наставниками адептам как этапы для достижения других целей – материальных или
религиозных. В частности, демонов предлагалось вызывать для превращения
металлов в золото, на пути к просветлению; к Пустоте. Основными
методами вызова/ вселения демонов являлись, как правило, тантрические обряды:
· В ламаизме для
достижения просветления применялись
тантрические обряды, прямо ставившие целью видение демонов, слияние с ним/ переход
в демонические состояния. Некоторые тантрические ритуалы ламаистов выполнялись
для рождения/ воплощения демона у супружеских пар.
· Активно
практиковали чувственно-религиозную тантру поздние даосы, стремившиеся к
видениям духов, как, впрочем, и к личному переходу в состояние дайэмона/
бессмертного/ совершенномудрого, летающего на облаках или журавлях, не
отбрасывающего тени.
· В пифагореизме-платонизме
для перехода в состояние дайэмона применялась тантра интеллектуального типа;
при этом видения дайэмонов считались обычным явлением. "На пути к богам
переходим в состояние демона" (Ямвлих). "Пифагорейцы очень
удивлялись, если кто-то говорил, что никогда
не видел демонов" (Апулей).
· Магические и
алхимические теории и практики Запада и Востока, обращавшиеся к демонам,
нередко имели тантрический характер.
· Ряд гадательных,
астрологических – т.е. связанных с демонами – процедур имел тантрический
характер: гадания по гексаграммам И Цзина, составленным из инь-ян
черт; аналогичная им песчаная геомантика и т.д. Шахматы,
изначально, вероятно, имевшие гадательное назначение, по мнению П. Бидева,
могут быть охарактеризованы как "диалектическая
игра… вид тантрической мистики".
· Видения демонов
отмечались не только у тибетских лам, но и у европейских тантриков / "хлыстов". Так, видели
духов христианско-тантрические мистики Сузо, Беме. Владимир Соловьев,
развивавший выраженно тантрическую софиологию, имел видения
"прекрасной дамы"; даже переписывался с ней в состоянии транса.
Итак, заметна связь тантры и демонов; прежде всего, применение
её как метода вызова демонов в магии.
Тантра, демоны
и религия Пустоты
Тантра практиковалась в основных религиях Пустоты,
где она рассматривалась как метод достижения основной цели: ухода в пустоту. В буддизме
в число тантрических практик входили
ритуальные обряды; созерцания дуалистических мандал; медитации над ними.
Практиковали чувственно-религиозную тантру (поздние) даосы, восхвалявшие
Пустоту. Неоплатонизм, который можно трактовать как западную
версию/ аналог религии Пустоты, также предлагал для достижения своих целей, как
основной метод, интеллектуальную тантру, диалектику Идей-Форм. В коррелирующей
с неоплатонизмом каббале, наряду с тантрическими представлениями (см. выше)
ставилась цель перехода к Небытию; "устремленность к абсолютному Небытию,
столь типичная для медитативного опыта в иудейской <каббалистической>
традиции, была и остается целью истинного искателя духовной Истины".
С другой стороны, тантра – чувственная, интеллектуальная, религиозная –
издавна связывалась с демонами. Наконец, религии Пустоты
акцентировали внимание на вызове демонов; переходу в их состояние;
считали это важной целью; предварительным этапом в достижении окончательной
цели – ухода в Пустоту.
Таким образом, имеет место связь тантры, демонов и религий Пустоты
– а именно: применение тантры как метода вызова демонов на пути к Пустоте.
Тантра в эпоху Просвещения
Просвещенческая
философская теория/ квазирелигия Разума и Природы, ставившая
целью познание Природы Разумом, имела тантрический характер. В ней было два основных квазибожества:
Разум и Природа. "Философский бог Вольтера сплошь и рядом выступает как
Природа". Просвещенческий культ Природы
напоминал индуистский культ Шакти, энергии божества – тем более, что сам
термин природа, физис
(греч.), означал рост; что очень близко к энергии-шакти.
Просвещенческая концепция познания Разумом Природы
имела тантрический характер. Природа в ней представлялась пассивным началом. Для неё постоянно использовались женские эпитеты: "богиня",
"душа", "она", …; на гравюрах
или иллюстрациях того времени она неизменно изображалась в женском виде. Разум
представлялся активным началом. По отношению к нему постоянно употреблялись
мужские эпитеты:
"интеллект", "ум", "он", … Два начала, Божественная
Пара, Природа и Разум, взаимодействовали: Великой Богине, Природе,
воздавалось поклонение, почитание; затем происходило её познание и покорение
Разумом. В результате этого взаимодействии, познания Разумом Природы, рождался
Космос – упорядоченный-оформленный мир.
Происхождение теории Природы
Источником теории Природы и концепции познания Природы
Разумом была система неоплатонизма. Прежде всего, само понятие Природы,
автономные законы которой познаются разумом, было развито в XII
веке в Шартрской школе из понятия Мировой Души платонизма.
Просвещенческие "естественнонаучные" представления об отношениях
Природы и Разума, "познания
Природы разумом"
также являлись вариацией- развитием распространившихся, начиная с эпохи
Возрождения, пифагорейско-неоплатонических идей о внедрения математических
образцов в материю, о Гармонии
Космоса/ "браке Космоса с Гармонией"; о Мировой Душе, Интеллекте-Уме,
их взаимоотношениях; о восхождении индивидуальных душ к высшему миру Форм и так далее. Интеллект
и Мировая Душа, основные начала неоплатоников, превратились, в эпоху
Просвещения, в Разум и Природу, а представления о стремлении
Мировой Души к Интеллекту (и обратно) перешли в теорию познания Разумом
Природы. Интеллектуальные методы неоплатонической диалектики превратились в
просвещенческий рационализм.
Философская религия Просвещения формировалась в конфликтах с
противостоявшим ей христианством. Философы-просветители
передали Природе многие функции прежнего (христианского) Бога. Этот процесс был
заметен уже в XII веке в Шартре –
шартрские философы представляли творение мира и человека частично
производимым Природой.
Постепенно Природа всё больше заменяла Бога в мировоззрении
философов-просветителей – а затем и более широких кругов. Происходило как бы вытеснение культа (библейского)
Бога-Отца культом Великой Богини-Матери, Природы. Это можно было бы представлять
и как возвращение к распространенному в древности культу Великой Богини,
явившейся в эпоху Просвещения в новом облике – в форме философской Природы.
Философские идеи нередко являются интеллектуальным представлением теологических.
Неоднократно отмечавшийся квазирелигиозный характер
просвещенческой философии Разума и Природы был обусловлен религиозным
характером неоплатонизма, а тантрический характер этой философии – его тантрическими
представлениями и методами.
Диалектический материализм как тантра
Диалектический материализм можно считать дальнейшим
развитием тантрического культа Природы. Материализм – как бы поклонение Великой
Материи; одним из представлений которой является Природа;
таким образом, материализм – вид тантры. Вполне естественно, что основным
методом этого поклонения является диалектика – интеллектуальная тантра. Вульгарный материализм, впрочем, также
представлял собой тантру, почитание Материи, только грубое, примитивное,
ненаучное- недиалектическое.
Учитывая происхождение теории Природы от платонизма,
можно сделать вывод, что диалектический
материализм являлся продолжением-трансформацией философских идей платонизма.
Итак, диалектический материализм – тантрическая квазирелигия
интеллектуального типа
Йога = соединение (с божеством). Кстати,
пифагорейский термин математика загадочным образом близок к
санскритскому названию второй ступени йоги: madhumati. Мата на
санскрите – интеллект; богиня письма – Матанга. Mahamati (санскр.) = "Великая Мудрость".
Ho Peng Yoke "Li, Qi and Shu",
Hongkong, 1985.
Бессерман П. "Каббала и иудейская
мистика", М., 2002 г.
Мандалы в развитых формах тантры –
геометризованные диаграммы, представлявшие (дуальную) структуру Космоса. В
центре мандалы находилось вызываемое божество. Янтры - вписанные
в квадрат изображения восьмилепесткового лотоса; ядро мандал.
При этом в порождающей мир космической паре Шива был
заменен на Будду; состояние недвойственности, достигавшееся в индуистской
тантре, стало интерпретироваться как состояние великого озарения, пробуждение,
буддовость.
Второй Далай-лама, цит. по Mullin G. "The practice of
Kalachakra", NY, 1993.
Сами демоны в тантрическом буддизме, как правило,
изображались в позе яб-юм.
Впрочем, сопоставление явлениям мира триграмм,
тоже составленных из инь и ян черт, приписывалось ещё культурному
герою Фу Си (усл. –XXX в.).
"В Китае представители конкретных наук
полностью удовлетворялись объяснениями, которые они могли найти в системе
"Книги Перемен"" ("Современные
историко-научные исследования в Китае", М., 1987 г.).
цит. по Кобзев А.И. "Учение о символах и числах
в китайской классической философии", М., 1994 г.
Needham J. "Science and civilization
of China" ,Cambridge, 1954.
"Энциклопедия тантры", М., 1999 г.
См., например, А. Дэвид-Ниль "Мистики и маги
Тибета", М., 1991 г.
Бидев П. "Шахот симбол: от кинезска астрология
до индиската мистика", Скопье, 1972 г.
Бессерман П. "Каббала и иудейская
мистика", М., 2002 г.
Державин К.Н. "Вольтер", 1947 г.
Так, Тьерри Шартрский, (XII в.) писал: "Некоторые
называют это законом природы, другие - Природой, третьи - мировой Душой, также
естественной справедливостью, судьбой, Паркой,
разумом Бога". "Это движение называется Природой, Платон
называл его Мировой душой, другие называют судьбой, теологи - божественным
предопределением" (анонимный трактат "De septem septemis", XII в.).
Например, Бернар Сильвестр (XII в., Шартр) в "Космографии" описывал
космогенез так: Интеллект - Нус, содержащий идеи всех вещей, в ответ на
обращение Природы с просьбой об улучшении устройства мира, о преобразовании
состояния Сильвы (первоматерии), создал 4 элемента, установил иерархию 9
ангелов, фиксировал звёзды, установил движение планет, создал живые существа.
Далее он поручил Природе вместе с Уранией, богиней неба и Физикой, управляющей
физическими принципами создать человека. Очевидно, это уже достаточно далеко от
традиционных библейских представлений.
Примечательно, что развитие теории Природы произошло
именно в Шартре, который в языческой древности являлся центром культа Великой
Богини.
материя это движение; как и природа
(рост)
Кстати, критерием научности у античных
неоплатоников считалось применение диалектики. Например, по Проклу,
платонизм являлся научной системой (а пифагореизм – ещё нет), поскольку в
первом явным образом применялась диалектика.