Семья любви
В XVI веке в религиозной жизни
Европы действовал выраженный дух времени, одной из характерных черт
которого было распространение разнообразных ересей и сект. Реформация в
Германии была лишь одним, хотя и наиболее ярким и успешным примером этого.
Помимо протестантов в Германии и сходных с ними гугенотов во
Франции, в Европе в XVI веке возникли или оживились
многие другие секты: анабаптисты, хилиасты, ариане и т.д. Одной из таких сект являлась
семья любви, основанная в 1540-х гг. купцом Хендриком Никласом. Эта
международная секта заслуживает особого внимания поскольку, во-первых, её
деятельность проходила в основном на территориях, остававшихся в зоне
католической юрисдикции; во- вторых, главным
методом её противодействия католицизму была вербовка и внедрение агентов
влияния.
Центр семьи любви находился в Антверпене. Основные
положения сектантов включали: отрицание Троицы, как и в арианстве; отказ от
крещения детей, как и в анабаптизме; отказ от ношения оружия и принесения
клятвы, как и у квакеров (последнее в тогдашней конкретно-политической
обстановке означало прямой или косвенный отказ от повиновения испанским
властям). В "семье" аллегорически толковали Библию; игнорировали
церковные обряды и догмы; считали принадлежность к той или иной конфессии
несущественной, по сравнению с духовной общностью – то есть, общностью
взглядов самих сектантов. На идеологию "семьи" оказали влияние
датские анабаптисты, точнее, секта Давида Йориса (1501- 56 гг.) – "Йорис
снес яйцо, которое высидел Никлас".
В свою очередь, секта Йориса вела происхождение от "Нового
благочестия" (Devotio Moderna), группы северных мистиков XIV - XV вв., чья деятельность внесла немалый вклад в
развитие Северного ренессанса. Некоторые фамилисты внешне принадлежали к
католикам, другие – к кальвинистам. Имелись среди них и евреи-марраны. Влияние
последних на секту было значительным и она, несмотря на свой заявленный либеральный
и общечеловеческий характер, по существу, представляла собой орудие борьбы евреев
против инквизиции и испанской короны.
В конце XV -
1 половине XVI вв. крупный
портовый город Антверпен стал местом массового переселения из Испании и
Португалии евреев, подвергавшихся в этих странах религиозным и политическим
преследованиям. Как иудеи, так и мнимообращённые из них "новохристиане"-
марраны поддерживали и вдохновляли антииспанские и антикатолические местные движения,
приведшие в 1566 году к восстанию против короля Испании Филиппа II, в чьём наследственном владении тогда находились Нидерланды,
а затем и к т.н. "первой буржуазной революции". При этом значительные
финансовые возможности местных иудеев и марранов, переведших (легально и
нелегально, через посредников) свои богатства из пиренейских государств,
обеспечили широкий размах этих движений- революций, а также их конечный успех.
Одним из методов борьбы еврейской общины против испанской короны и католицизма в
те годы являлась поддержка различных ересей и сект.
"Семью любви" основал в 1540 году Хендрик Никлас (Niclaes). Никлас (1501/2- 80? гг.) был
родом из Мюнстера, где в 1520- 30-х годах развернулось анабаптистское движение.
В 1529/ 30 году он переехал в Амстердам, где занялся торговлей шёлком и
бархатом; стал преуспевающим бизнесменом. Около 1540 г. перебрался в Эмден (Восточная Фрисландия), один из центров протестантизма. Никлас имел
видения и, после одного из них, ощутив себя пророком, решил создать секту. Он
написал более пятидесяти мистико-теософских сочинений с пророчествами: книги
"О духовной жизни", "О небесном Иерусалиме и святом народе"
и т.д. В 1560 году из-за конфликта с городским советом Никлас покинул Эмден.
Жил в Нидерландах, Лондоне, Кёльне; везде вербовал сторонников.
В организованную Никласом секту вошли Хендрик Янсен- Баррефелт, датский географ Ортелий,
антверпенский издатель Плантин, испанский богослов и гебраист Арий Монтан,
антверпенский банкир и книготорговец марран Луис Перес, учёные-филологи Андреас
Мазэ, Иост Липс, издатель ван Бомберг, ряд других фламандских бюргеров и
интеллектуалов. С "семьёй" контактировали фирмы печатников Вассон в
Лейдене и де Бри во Франкфурте и Оппенхейме.
Янсен-Баррефелт, как вскоре выяснилось, тоже оказался
пророком; его прозвали Hiel – "свет бога". Два пророка вместе не
ужились и в 1573 году она раскололась. Большинство последовало за Баррефелтом.
Идеологи "семьи" понимали значение печати, массовой
пропаганды идей. Сочинения Янсена-Баррефелта публиковала издательская фирма
Плантина, основанная около 1555 года. Благодаря финансовой и организационной
поддержке марранов эта фирма вскоре развернула деятельность по всей Европе, образовав
книготорговую империю, распространявшую,
прямо и косвенно, идеи секты. Аналогичную,
хотя и более скромную деятельность вело семейство издателей Бомбергов (членов
секты) в Антверпене и Венеции.
Особой удачей руководства секты стало вовлечение в неё Бенито
Ария Монтана, видного испанского религиозного деятеля. Монтан не только помогал
представителям секты в основном месте её расположения, Антверпене, где он в
1570-х гг. являлся советником правителя Нидерландов герцога Альбы, но и
продвигал её идеи после своего возвращения в Испанию, где он в течение десяти
лет заведовал королевской библиотекой, одновременно вербуя среди монахов Эскориала
адептов секты. Близкие отношения сложились у Монтана с антверпенским банкиром и
книготорговцем марраном Луисом Пересом, участником секты; Монтан писал ему
еженедельно в течение двадцати лет. В Испании он помогал родичам Переса устраивать
финансовые дела, а в Антверпене по его рекомендации Н. Рококс, тесть Переса, был
включён в городское управление (позже он стал бургомистром).
Секта оказывала значительное, хотя и не всегда прямое, идейное
влияние на политику и культуру Европы XVI века. "Являлась
тайной силой в католическом и протестантском мирах".
Идеи фамилистов имели определённое продолжение в Англии времен Елизаветы
Тюдор.
Деятели секты
Кристофор Плантин
(Plantin) (1514/20- 88/9 гг.) – антверпенский издатель, француз по месту
рождения. В 1549 г. Плантин приехал в Антверпен. Там около 1555 г., при спонсорстве богатых купцов- участников семьи любви, он устроил типографию. Среди
его покровителей были городской секретарь Антверпена Корнелий Графей
и секретарь по иностранным делам
Испании дон Габриэль де Сайяс. В типографии
Плантина издавались работы фамилистов, гуманистов, художественная литература и
другие книги, включая кальвинистский памфлет. В 1561 г. Плантин, опасаясь
ареста за издание еретических сочинений, покинул Антверпен и уехал в Париж. В
1562 г. имущество его типографии было конфисковано, а сотрудники наказаны.
Однако уже в 1563 г. Плантин вернулся в Антверпен и возобновил свою работу. Для
восстановления типографии он создал товарищество, вместе с издателями
Бомбергами и другими фламандскими бюргерами. Среди его финансистов были марраны
Луис и Марко Пересы.
Плантин печатал сочинения сектантов; вербовал новых членов;
стал старейшиной секты. Особенным его успехом явилось вовлечение в "семью"
испанского богослова Ария Монтана. В 1567 г. Плантин перешёл от Никласа к
другому руководителю секты, Янсену-Баррефелту.
Во второй половине 1560-х гг. у Плантина возникла идея издать
Библию на пяти языках, т.н. Полиглоту, с привлечением авторитетных учёных
и с лучшими шрифтами. Вначале он искал спонсоров для такого издания среди
протестантских князей Германии (Саксония, Пфальц), но, после обострения религиозного
конфликта в Антверпене и ввода туда в 1567 г. войск герцога Альбы, решил
обратиться к Филиппу II. Испанский король считался главным защитником
католицизма и Плантин рассчитывал, что если бы его удалось вовлечь в это дело,
то Библия и её издатель, при любом повороте событий, оказались бы защищены от
возможного церковного осуждения. (Предусмотрительность Плантина вполне
оправдалась: несмотря на проблемы с одобрением Римом Библии-Полиглоты,
репрессий против её издателей и редакторов, учитывая покровительство короля,
предпринято не было). Помимо такой своего рода охранной грамоты Плантин получил,
при содействии Габриэля
де Сайяса, звание королевского печатника и привилегию на
монопольное издание литургических текстов для священников, что приносило ему
доход в две тысячи золотых ежемесячно. (Эти деньги из казны католического
короля шли на распространение идей еретиков, с которыми Филипп II воевал по
всей Европе).
В 1576 году, после захвата испанскими войсками Антверпена,
Плантин на некоторое время покинул город, куда вернулся только в мае 1577 г. Финансовый
кризис, связанный с потерями во время действий испанских солдат в Антверпене, помог
ему преодолеть Луис Перес, предоставивший новый кредит.
После образования на севере Нидерландов независимой кальвинистской
республики, Плантин наладил с ней связи и в апреле 1578 года был назначен её главным печатником с монополией на издание
официальных документов. Он печатал антииспанские сочинения,
включая эдикт Генеральных штатов об
утрате Филиппом II своих прав на Нидерланды, антикатолические памфлеты;
впрочем из осторожности под чужим именем и в обстановке строгой секретности – его
антверпенским работникам категорически запрещалось выносить из типографии напечатанные
листы или рассказывать, какие работы там ведутся. В 1580 году Плантин издал
восемь томов сочинений идеолога секты "семья любви "Баррефелта. Хуан
де Варгас, ранее глава Совета по делам беспорядков, созданного герцогом Альбой
для расследования причин мятежей в Нидерландах и наказания их главарей, писал
королю, что в типографии Плантина
"печатаются все виды еретических бумаг".
В 1583 году Плантин
приехал в Лейден для устройства типографии, по приглашению руководства недавно
организованного там кальвинистского университета. Ссудил ему деньги на
приобретение имущества в городе Луис Перес. Плантин работал в Лейдене два года,
после чего вернулся в Антверпен. В Лейдене остался его зять Рефеленг,
руководивший типографией, а заодно возглавивший кафедру еврейского языка в
Лейденском университете.
Плантин имел широкий круг корреспондентов в разных странах,
среди них были: кардинал Антуан Гранвелла; хронолог Жозеф Юст Скалигер; первый
куратор Лейденского университета Ян Доуза; секретарь Лейденского университета Ян
ван Хаут; один из лидеров гугенотов, близкий сподвижник Генриха Наваррского
Филипп дю Плесси Морней; художник и философ Дирк Коорнхерт из Харлема и другие.
В его антверпенском доме останавливался в 1563- 64 гг., во время работы над
Библией-Полиглотой, Иоханнес Исаак Левита, профессор еврейского языка в Лувене и Кёльне (видимо,
родственник Эли Левита, работавшего с ван Бомбергом в Венеции над изданием еврейских
книг).
По характеристике Ария Монтана, Плантин был "человеком
идеи"; "в нём не было ничего материального, только разум".
Впрочем, Плантин составил значительное состояние, хотя и жаловался постоянно в
письмах к своим покровителям на трудное финансовое положение.
Плантин создал сеть книготорговых лавок в разных городах и
странах Европы; она была крупнейшей в его время. Преемником и продолжателем
дела Плантина стал его зять Морет. Издательский дом Плантина существовал долгое
время.
Даниэль ван Бомберг (1470/83 - 1553 гг.). Сын
Корнелия ван Бомберга, антверпенского купца и финансиста, сотрудничавшего с английским
купцом и финансистом Т. Грешемом.
Дядя антверпенского печатника Корнелия ван Бомберга, деятельного кальвиниста,
одного из первых последователей Хендрика Никласа.
Получил
образование в Лувенском университете; в конце XV века
переехал в Венецию. Там изучал иврит
и еврейскую литературу у гебраиста сефардского происхождения Феликса Пратского. В
1516 г. организовал в Венеции типографию, которая стала специализироваться на
издании иудейских сочинений. Опубликовал Библию с раввинистскими комментариями;
полный текст Вавилонского Талмуда (между 1519 и 1523 годами). В 1537- 38 гг.
Бомберг, вместе с Эли Левита (Эли бен Ашер ха-Леви Ашкенази (1468 - 1549 гг.)),
работал над изданием книг Иова и Даниила. Через антверпенских родственников он
пересылал изданные им еврейские библии для колонии евреев в Северной Африке.
В 1530-х гг. Бомберг сотрудничал с французским лингвистом и
каббалистом Гиллемом Постелем, оплачивал закупки им книг на Ближнем Востоке.
Являлся финансовым агентом еврейского дома Мендесов; помогал
переводить в Италию имущество евреев, бежавших от испанской инквизиции.
В своей работе Даниэль Бомберг постоянно испытывал помехи со
стороны городских властей и инквизиции. В 1549 году он прекратил издательскую
деятельность в Венеции и вернулся в Антверпен.
Марко и Луис Пересы. Братья- марраны, обосновавшиеся
в Нидерландах (Антверпене). Марко Перес был активным проповедником кальвинизма;
в его доме останавливался Пётр Датен, глава нидерландских кальвинистов,
духовный наставник Вильгельма Оранского, один из главных сторонников
революционного террора.
Жена Марко держала салон для богатых дам Антверпена. Луис Перес (1532 - 1601 гг.), банкир и
книготорговец, был "примерным католиком", получившим свидетельство о
благонадежности от испанской инквизиции.
Братья Пересы разделяли роли: один изображал из себя
преданного католика, другой – убеждённого кальвиниста. Когда в Антверпен
входили испанские (католические) войска – в городе оставался Луис и охранял
имущество семьи. Когда город брали кальвинисты – Луис бросал все дела и срочно
уезжал, но зато во власть входил любимец местной интеллигенции, "герой
трудовой Фландрии", "бесстрашный борец против испанского
порабощения", "мужественный кальвинистский проповедник" Марко.
Бенито Арий Монтан (1527- 98
гг.). По утверждению Рекерса (Rekers), Арий Монтан
происходил из идальго и старых христиан; его отец был нотарием Святой
Службы. Однако многие события жизни Ария Монтана – его близкие связи с
марранами, продолжительное обслуживание их интересов, участие в еретической
секте – делают это утверждение крайне сомнительным.
В 1546 году Арий Монтан учился в Севилье; в это время там распространялись
идеи гуманиста Эразма Роттердамского. Специализировался в гебраистике.
Путешествовал по Италии. В 1560 году стал священником духовно-рыцарского ордена
Сантьяго. В 1562 году вошёл в состав испанской делегации на Тридентском соборе.
После возвращения стал духовником короля Филиппа II.
В 1568 году король назначил Ария Монтана редактором
Библии-Полиглоты, проект создания которой предложил печатник Плантин.
В Антверпене, куда переехал Монтан, в это время происходили ожесточённые столкновения между католиками и
протестантами. Монтан занял важное место в политической и религиозной
жизни города. Он был председателем местной богословской комиссии; составил, по
поручению короля, "Индекс запрещённых книг" для Нидерландов; печатал
свои религиозные сочинения; встречался с местными и приезжими учёными:
географами Ортелием, Меркатором; филологом Липсом; гебраистом Мазэ. В 1573 году
он стал советником правителя Нидерландов герцога Альбы; являлся одним из
инициаторов политической амнистии в Нидерландах в 1574 г. Позже по его рекомендациям
там прошёл ряд религиозных и политических назначений; в том числе гуманиста
Левина Торрентия на должность епископа Антверпена;
тестя Луиса Переса Николаса Рококса в городское управление Антверпена.
Особенно близкие отношения сложились у Ария Монтана с печатником Плантином.
Постепенно Монтан подпал под влияние секты "семья любви" и её лидера
Баррефелта, вступил в неё, "вероятно, между 1573 - 1575 гг.",
распространял их идеи, вербовал новых адептов. С Плантином Монтан поддерживал
постоянную переписку, притом "в весьма интимном тоне" (Rekers). Ещё одним близким другом Монтана стал антверпенский
банкир и книготорговец марран Луис Перес, также участник секты. Монтан писал
ему еженедельно в течение почти двадцати лет; помогал финансовым делам его
родственников в Испании, Диего и Франциско Нуньес Пересам. Друзьями Монтана
были также Марко и Альваро Нуньесы, Фернандо де Севилья из марранской колонии
Антверпена.
Издание Библии-Полиглоты было завершено в 1571 году. Однако
для Ария Монтана дела, связанные с ней, не закончились. Рим отклонил его
редакцию Библии (немалую роль здесь сыграло то, что в работе над ней участвовало
много явных и тайных еретиков, в т.ч. Г. Постель). "Этот монумент
Контрреформации был, по сути, оппозиционен Тренту, почти все его участники
находились на границе между ересью и ортодоксией" (Rekers).
Монтан был вызван для объяснений. Ему также поставили в вину выдачу разрешений
на печать Талмуда и "Космографии" протестанта С. Мюнстера – эти книги
Монтан исключил из нидерландского "Индекса". В 1572 году Монтан
добился в Риме одобрения своей редакции Библии, но позже, в январе 1576 года,
она была вновь отклонена. Для короля Филиппа II, позволившего втянуть себя в
этот проект, он стал источником неприятных объяснений с папской курией.
С 1576 года Монтан находился в Испании. Писал богословские
сочинения, читал лекции по гебраистике в колледже, более десяти лет заведовал
королевской библиотекой; его сотрудники, с разрешения главы инквизиции, могли
пользоваться запрещённой литературой. Одновременно он вербовал среди монахов
Эскориала новых адептов секты. Один из них, Хосе де Сигуэнца (1544 - 1606 гг.),
позже стал приором Эскориала и его первым историком. По программе, составленной
Монтаном при участии де Сигуэнца, итальянские художники украсили библиотеку
Эскориала росписями, сделанными в ренессансном гуманистическом стиле – античные
боги, мифические герои, учёные аллегорически изображали определённые области
знания и деятельности, а все вместе указывали путь к постижению теологии через
изучение философии и семи искусств. (В духе утверждений неоплатоника IX века Эриугены о том, что свободные
искусства являются средством спасения души, и что "никто не войдет
небеса без знания философии" ("nemo intrat in celum nisi per philosophiam")).
Сам Арий Монтан в это время, как отметил Рекерс на основе
изучения его религиозных трудов, "полностью подчинился духовному авторитету вождя секты". Сочинения Янсена-Баррефелта он даже
ставил выше Библии. В предисловии к своему комментарию на
"Апокалипсис", напечатанному Плантином в 1588 году, он писал, что
встреча с "пророком" полностью изменила всю его жизнь.
В 1607 году испанский "Индекс" запретил все книги
Монтана. "Инквизиция вначале предприняли лишь частичную цензуру его
работ, но нашла так много неприемлемого, что, в конце концов, запретила всё"
(Rekers).
Абрахам Ортелий (1527- 98 гг.),
из Аугсбурга, работавший в Антверпене и входивший там в "семью
любви", стал известен своими географическим картами. В 1570 году был издан
его Theatrum Orbis Terrarum
("Зрелище круга земного", другой перевод – "Театр мира") –
атлас из 53 карт с сопроводительными текстами, неоднократно переиздававшийся в
разных странах. Через Ария Монтана Ортелий передал эту работу наследнику
испанского престола, за что получил значительное вознаграждение. С 1575 года,
по рекомендации Монтана, стал королевским географом. Заодно Арий Монтан
удостоверил религиозную благонадёжность своего протеже, представив его
"истинным католиком".
Ортелий переписывался с видным английским учёным и оккультистом
Джоном Ди; в 1577 году встречался с ним в Англии.
Историк и юрист Иост Липс (1547 - 1606 гг.) несколько
раз менял своё вероисповедание, что для члена "семьи любви", конечно,
не являлось чем-то особенным. Работая секретарём кардинала Гранвеллы в Риме, он
был католиком. В Йене, где Липс стал преподавателем истории и риторики, он
перешел в лютеранство. Направляясь в
католический университет Лувена, он остановился в Кёльне, где вернулся в
католичество. С 1578 года Липс преподавал историю в Лейденском университете,
где обратился в кальвинизм. Вернувшись в 1590 году в Лувен, он снова перешёл в
католичество. С 1591 года занимал кафедру истории и латинской литературы в
Лувенском университете; был частным советником и историографом короля Филиппа II.
Связи с "семьёй любви" и лично Плантином
поддерживало семейство печатников де Бри (Bry), специализировавшихся на
издании сочинений протестантов и оккультистов, в т.ч. работ М. Майера, Р.
Фладда и других. Теодор Де Бри
(1528 - 1598), родом из Льежа, гравер и золотых дел мастер, в 1578 г. открыл во Франкфурте-на-Майне издательскую фирму. Позже он работал в Оппенхейме. В 1620 г. вернулся во Франкфурт. Дети: Иоганн Теодор де Бри (1551 - 1629 гг.); Иоганн Израиль де Бри
(1570 - 1611 гг.); издатели.
С "семьёй любви" был связан англичанин (по месту
рождения) Томас Бассон (1555 - 1613 гг.). В 1581 г. он открыл книжную лавку в Кёльне; в 1584 г. перебрался в Лейден, где вначале также занимался
книготорговлей, а потом образовал своё издательство. Печатал сочинения членов
"семьи"; датских ариан. Его поддерживал граф Лейстер, во время своего
пребывания на посту военного губернатора Северных Нидерландов (1586 г.). Говард Бассон, сын Томаса, тоже член "семьи" и издатель, напечатал первую работу
Р. Фладда о розенкрейцерах.
Rekers B. "Benito Arias Montan",
1956.
В конце 1520- начале 30-х гг. в ганзейском городе
Мюнстере, расположенном на границе Германии и Нидерландов, велась активная
анабаптистская пропаганда. В 1532 г. анабаптисты захватывали церкви, громили
иконы. Эти эксцессы усилились после прибытия в город Бернарда Ротмана, ранее
проповедовавшего в Виттенберге и Страсбурге, и Иоанна Лейденского (Бокельсона).
В 1533 г. городской совет, который возглавил Ротман, принял решение закрыть
монастыри и изгнать из города католических священников. В начале 1534 г. Мюнстер перешёл под полный контроль анабаптистов – или, как они себя именовали
"избранного народа божия". Было объявлено о приближении
"тысячелетнего царства Христа". Ян Матис, лидер движения, вначале
предложил перебить всех, кроме истинных христиан (т.е. анабаптистов); потом
решено было ограничиться их изгнанием. Имущество передавалось в "общее
пользование" (т.е. в распоряжение лидеров движения); каждому запрещалось
иметь более двух перемен одежды и четырёх рубашек; вводились совместные
трапезы. Начались массовые перекрещения взрослых. В 1535 г. город Мюнстер захватили войска епископа; активисты движения были казнены.
Rekers B. "Benito Arias Montan",
1956.
Корнелий Скрибоний Графей (1482 - 1558 гг.), из
Фландрии, был близок к гуманистическим и лютеранским кругам Германии и Нижних
Стран; переписывался с Дюрером и Пиркгеймером; написал небольшое предисловие к
первому изданию "Утопии" Т. Мора в 1516 г. в Лувене. С 1520 г.
городской секретарь Антверпена; в 1522- 23 гг. арестовывался по обвинению в
ереси. С 1540 г. снова городской секретарь Антверпена. Находился в близких
отношениях с генуэзцем Томмазо Бомбелли, богатым купцом, торговавшем в
Антверпене шёлком, казначеем правительницы Нидерландов Маргариты Пармской,
генуэзцем по происхождению, другом Дюрера.
цит. по Rekers B. "Benito Arias Montan",
1956.
Грешем Томас (1518/19- 79 гг.).
Отец и дядя Грешема были лорд-мэрами Лондона. В 1543 г. отправился в Нижние Страны; обосновался в Антверпене. При короле Эдуарде выполнял дипломатические
и коммерческие поручения правительства; при католической королеве Марии Тюдор
(1555- 59 гг.) некоторое время не у дел; при Елизавете I продолжал действовать как финансовый агент короны.
Стал одним из самых богатых людей Англии. В 1565 г. предложил создать в Лондоне биржу, по образцу антверпенской. Контактировал с антверпенскими
марранами. Активный протестант. Оставил средства на создание колледжа в
Лондоне, под контролем купцов и протестантов (т.н. Грешем-колледж). С
семейством Грешемов был связано семейство Беконов: отец Ф. Бекона был женат на
сестре Т. Грешема, а сводный брат Ф. Бекона – на дочери Т. Грешема.
При этом, по агиографическим легендам кальвинистов,
Датен отошёл от католицизма якобы из-за увиденной им в детстве жесткой расправы
с еретиком.
Левин ван дер Бекен (Левин Торрентий) (1525- 95 гг.),
церковный деятель Нидерландов и, одновременно, филолог, писатель, издатель
античных классиков.
Николас Рококс (1560 - 1640 г.), юрист по
образованию, принадлежал к аристократическому роду; его двоюродный дядя 13 раз
избирался мэром Антверпена. В 1589 г. Николас Рококс вступил в брак с Адрианой
Перес. В 1591 г., через шесть лет после взятия мятежного Антверпена войсками
испанского наместника Нидерландов Алессандро Фарнезе, Николас Рококс стал
олдерменом города (хотя ранее он принимал участие в обороне его от испанской
армии), а позже – мэром; служил им более 20 лет. Он увлекался нумизматикой,
покровительствовал художникам, в т.ч. Рубенсу, который написал его портрет. На
одном из полотен (триптихе-эпитафии) Рубенса, написанном по заказу Рококса, был
изображён, в центре, Иисус Христос с Фомой неверующим, а по краям (на
складках), мужчина и женщина – мэр и его жена, Адриана Перец.
Rekers B. "Benito Arias Montan",
1956
цит. по O’Meara J. "Eriugena",
Oxford, 1988.