даты здесь и далее даны по старому стилю
Российская академия была учреждена 21 октября 1783 г.
по указу Екатерины II, для изучения русского языка и словесности.
Предложение о создании Академии подала Е.Р. Дашкова, которая и стала её первым
руководителем ("председателем"). Образцом для Российской академии
стала Французская академия, учреждённая в 1635 г. В 1789- 94 гг. Академия
занималась созданием "Словаря Академии Российской" – первого
толкового словаря русского языка. Он содержал более 43 тыс. слов.
Обязанностью эскадр-майора было находиться при
императоре на корабле и передавать его приказы флагами.
Аксаков С.Т. "Воспоминания об Александре
Семёновиче Шишкове" // "Собрание сочинений в 3 томах", т.2., М.,
1986 г. стр. 245.
Жихарев С.П. "Записки современника", М.,
1934 г., т.2, стр. 23).
Детские рассказы и стихи А.С. Шишкова составили
первый том его Собрания сочинений (1818 г.). Более подробно об этой стороне
творчества А.С. Шишкова см. специально посвящённую ему диссертацию Л.Н.
Стрельниковой "Творчество А.С. Шишкова в области русской детской
литературы" (2006 г.).
"Записки, мнения и переписка адмирала А.С.
Шишкова", т.1, 1870 г., стр. 79.
"Негласный комитет" или "кружок
молодых друзей" императора составляли П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев,
В.П. Кочубей, А. Чарторыйский. В 1801- 03 гг. они, вместе с Александром I,
разрабатывали планы реорганизации управления страной.
П.А.
Строганов (1772/ 4 - 1817 гг.) – сын А.С. Строганова (1733 - 1811 гг.) и Е.П.
Трубецкой (1744 - 1815/ 7 гг.). По линии матери являлся правнуком известного
деятеля времён Петра I П. Шафирова, по линии отца находился в родстве с
Нарышкиными, т.о. с правящей династией Романовых. Воспитывался вначале в
Париже, где его гувернёром был радикальный якобинец Жильбер Ромм (1740- 95
гг.), с 1779 г. в России и Европе, под руководством того же Ромма. Во время
Французской революции находился в Париже, состоял в якобинском клубе. В 1790 г.
за участие в революционных событиях во Франции был отозван Екатериной II в
Россию и сослан в подмосковное имение. В это время сблизился с Александром
Павловичем. В 1802- 06 гг. заместитель (товарищ) министра внутренних дел; в
1804 г. попечитель Санкт-Петербургского учебного округа. В 1805- 07 гг.
выполнял дипломатические поручения; с 1807 г. на военной службе. Участвовал в
русско-французской войне.
В.П.
Кочубей (1768 - 1834 гг.). В 1780- 90-х гг. находился на дипломатической
службе. В 1802 г., после образования министерств, стал первым министром внутренних
дел России. В дальнейшем занимал важные государственные посты: председателя
Госсовета, председателя Комитета министров, канцлера.
Н.Н.
Новосильцев (1761 - 1838 гг.). Воспитывался в петербургском доме графа А.С.
Строганова как незаконнорождённый сын его сестры (т.о. родственник, по линии
Нарышкиных, правящей династии Романовых). В 1780- 90-х гг. находился на военной
службе. В 1803- 10 гг. президент Санкт-Петербургской Академии наук и попечитель
Петербургского учебного округа. С 1804 г. заместитель министра юстиции. В
дальнейшем занимал важные государственные посты: эмиссара императора в Царстве
Польском; председателя Госсовета, председателя Комитета министров.
Адам
Чарторыйский (1770 - 1861 гг.) – польский князь, после поражения восстания
1794- 95 гг. прибывший в Россию в качестве заложника, а затем сблизившийся с
Александром Павловичем. В 1804- 06 гг. являлся министром иностранных дел Российской
Империи. Был одним из руководителей польского восстания 1830- 31 гг.
"Записки, мнения и переписка…", т.1, стр.
85.
Шишков А.С. "Ироическая песнь о походе на
половцев или Слово о полку Игоревом// "Собрание сочинений и переводов
адмирала Шишкова", СПб, 1826 г. т. 7, с. 37.
уточнение тех или иных выражений "Слова" ведётся
до сих пор
"Примечания на древнее сочинение, называемое
Ироическая песнь о походе на половцев или Слово о полку Игоревом" //
"Сочинения и переводы, издаваемые Российскою Академиею", СПб, 1805
г., ч. 1, стр. 23 - 234.
Виноградов В.В. "Очерки по истории русского
литературного языка XVII - XIX вв.", М., 1938 г., стр. 148.
двоюродная сестра леди Гамильтон, подруги кн. Е.Р.
Дашковой
де Местр Жозеф "Петербургские письма", СПб,
1995 г., стр. 178.
Шишков А.С. "Перевод двух статей из Лагарпа с
примечаниями переводчика", СПб, 1808 г., стр. XII.
Ср.: "Это традиция
отсталая, она идёт от Петра. Простой крестьянин не пойдет из-за пустяков
кланяться, не станет снимать шапку, а вот у таких людей <аристократии> не хватает достоинства, патриотизма,
понимания той роли, которую играет Россия... Эта болезнь прививалась очень
долго, со времён Петра, и сидит в людях до сих пор" (Сталин, 1947 г.).
Ср. также: "Не люблю нынешнее воспитание. Нас какой-то
порыв ветра забросил на крутизну горы и мы Бог знает как быстро катимся оттуда"
(Ф.В. Ростопчин).
В 1731 г., при царствовании Елизаветы, правительство
отстранило русских крестьян от присяги; лишило их права входить в денежные
обязательства без позволения владельцев. В 1760 г. Екатерина II
указом разрешила помещикам ссылать своих крепостных в Сибирь, а в 1765 г. –
разрешила ссылать их на каторжные работы.
Ростопчин Фёдор Васильевич (1763 - 1826 гг.). В 1782
г. прапорщик. В 1788 г. участвовал в штурме Очакова. В 1792 г. оставил военную
службу, был зачислен в камергеры. В 1798 - 1801 гг. фактически возглавлял
Коллегию иностранных дел. После убийства императора Павла I был
отправлен в отставку. Писатель и публицист патриотического направления,
высмеивавший, как и Фонвизин, галломанию. В 1812- 14 гг. московский генерал-
губернатор. С 1814 г. член Государственного совета. Сторонник патриотического
направления в политике и литературе.
"Мысли
вслух …" разошлись громадным по тем временам тиражом 7 тыс. экз.
Виноградов В.В. "Очерки по истории русского
литературного языка XVII - XIX вв.", М., 1938 г., стр. 173.
Шишков А.С. "Перевод двух статей из Лагарпа с
примечаниями переводчика", СПб, 1808 г., стр. XIV.
меланхолия – калька с латинского melancholia, означающего чёрная желчь
цитаты (если не оговорено иное) по "Рассуждению
о старом и новом слоге …"
Пржецлавский О. "Александр Семёнович Шишков"//
"Русская старина", июль 1875 г., стр. 390.
"Но научное сознание и тут приходит на помощь
употреблению, этимологически отделяя
"мнимые" иностранные речения, т.е. в сущности свои же, "славенские",
слова, но вторично пришедшие кружным путем (через западноевропейские
языки) обратно к нам, от подлинно чужих" (Виноградов В. "Язык
Пушкина", М., 1935 г., с. 68).
Шишков А.С. "Разговоры о словесности…",
СПб, 1811 г., стр. 66.
Шишков А.С. "Рассуждение о красноречии
Священного Писания и о том, в чём состоит богатство, обилие, красота и сила
российского языка…", стр. 66.
Погодин М.П. "О Карамзине, как человеке и
гражданине"// "Всемирный труд", 1867 г., № 1, стр. 200.
Виноградов В. "Язык Пушкина", М., 1935 г.,
стр. 16-17.
Ср.
также: "Каждый язык имеет свои обороты, свои условленные риторические
фигуры, свои усвоенные выражения, которые не могут быть переведены на другой
язык соответствующими словами … как материал словесности, язык славяно-русский
имеет неоспоримое превосходство пред всеми европейскими … всё должно творить в
этой России и в этом русском языке" и т.д. (А.С. Пушкин; цит. по
Виноградов В. "Язык Пушкина", стр. 14-15).
Ср. также : "Каждый народ имеет свою
особенную языковую психологию. … Для русского ума или для русской мысли
двоедушный человек это человек с двойной душой; для немца zweiherzliche, oder
zweizungige Mann, т.е. человек с двойным сердцем или двойным языком; для
француза это homme double, faux, dissimule, т.е. двойной, фальшивый, притворный
человек. Для русского отдыхать – значит так расположиться, чтобы хорошо дышать;
для француза отдыхать – reposer, se delaisser, т.е. сложить руки, положить
себя, распустить себя" (И.А. Сикорский).
цитаты здесь и далее (если не оговорено иное)
приводятся по "Рассуждению о старом и новом слоге …"
"Рассуждение о красноречии Священного Писания и
о том, в чём состоит богатство, обилие, красота и сила российского языка, …",
стр. 68.
т.е. оставив славенский – язык духовных книг,
летописей и других памятников древней письменности
"Рассуждение о красноречии …", стр. 14-18.
в соответствии со смыслом слова – т.е., с его связями
с другими понятиями
"Рассуждение о старом и новом слоге…"
"Рассуждение
о красноречии…", стр. 48
"Рассуждение о красноречии …", стр. 111.
Рассуждение о красноречии …", стр. 45
"Рассуждение о красноречии …", стр. 50.
"Рассуждение о старом и новом слоге …"
Ср.
также: для славянофила ранней формации (Шишкова) не возникало проблемы
"смешения" языков – церковнославянского и русского, не было задачи
отграничения "коренного" национального языка. Пред ним была история
одного "славено-русского" языка в его двух "наречиях" –
церковно-книжном, "ученом" и повседневном, "простонародном""
(Виноградов В.В. "Язык Пушкина", стр. 21-22).
"Рассуждение о красноречии …", стр. 44-45.
"Рассуждение о красноречии …", стр. 46-47.
"Рассуждение о красноречии …", стр. 69.
"Рассуждение о старом и новом слоге …"
"Рассуждение о красноречии …", стр. 51-52.
истинный ум – правильно отображающий
мир (чувственный, интеллектуальный, духовный) в своих понятиях; истинная
словесность – правильно представляющая мир в языке
"Рассуждение о красноречии …", стр. 69-70.
"Рассуждение о старом и новом слоге …"
Вяземский Павел Андреевич (1792 - 1878 гг.) – сын
Вяземского Андрея Ивановича (1750/4 - 1807 гг.), внука П. Шафирова, известного
сподвижника Петра I.
Шишков А.С. "Перевод двух статей из Лагарпа с
примечаниями переводчика", СПб, 1808 г., стр. XIII.
Ср.: "Человек должен чувствовать и знать свои
корни… оторванный от своей земли, от рода- племени не может любить свою землю,
свой дом" (Б.А. Рыбаков).
Шишков А.С. "Собрание сочинений и
переводов", т.XVII, стр. 299.
Ср.: "Сколько людей
приходили во время войны вдохновиться на подвиги к памятнику Минину и
Пожарскому на Красной площади! А на что может вдохновить груда ржавого железа,
выдаваемая "новаторами" от скульптуры за произведение искусства? На
что могут вдохновить абстрактные картины художников?... Есть классовая
подоплека и у так называемой западной популярной музыки, так называемого формалистического
направления. Такого рода, с позволения сказать, музыка создаётся на ритмах,
заимствованных у сект "трясунов", "танцы" которых, доводя людей
до экстаза, превращают их в неуправляемых животных, способных на самые дикие поступки.
Такого рода ритмы создаются при участии психиатров, строятся таким образом,
чтобы воздействовать на подкорку мозга, на психику человека. Это своего рода
музыкальная наркомания, попав под влияние которой человек уже ни о каких
светлых идеалах думать не может, превращается в скота" (Сталин, 1947
г.).
Хвостов Александр Семёнович (1750 - 1820 гг.).
Занимался переводами художественной литературы с разных языков; начиная с 1770
г. печатал эти свои труды. В 1793 г. был избран в члены Российской академии.
Участвовал в русско- турецкой войне 1788- 90 гг.; отличился при взятии Измаила,
одним из первых взойдя на стену крепости. С апреля 1801 г. действительный
статский советник; с 1804 г. тайный советник. Управляющий Государственным
заёмным банком.
Захаров Иван Семёнович (1754 - 1816 гг.).
Писатель и переводчик. В 1776- 85 гг. секретарь Главной дворцовой канцелярии. С
1780 г. издал ряд переводов и собственных сочинений. В 1786 г. был избран в
члены Российской академии. С 1796 г. белорусский, с 1798 г. астраханский
гражданский губернатор. С 1800 г. тайный советник и сенатор. С 1801 г. почётный
член Московского университета. В 1810- 14 гг. член Вольного экономического
общества.
Жихарев С.П. "Записки современника", М.,
1934 г., т.2, стр. 23.
С.П. Жихарев, регулярно посещавший литературные
собрания Шишкова - Державина, писал: "Преудивительный человек этот
Шихматов! Как я ни вслушивался в его рифмы, не мог заметить ни одного стиха,
заканчивавшегося глаголом" (Жихарев, цит. соч., стр. 245).
Жихарев, цит. соч., стр. 74.
Жихарев, цит. соч., стр. 87.
Шишков А.С. "Перевод двух статей из Лагарпа с
примечаниями переводчика", СПб, 1808 г., стр. VII-VIII.
Князь Шаховской Александр Александрович (1777 - 1846
гг.) – автор более ста комедий, водевилей, опер и т.д. В 1802- 26 гг.
фактически руководил театрами Петербурга. В 1810- 20-х гг. его пьесы, особенно
комедии, занимали значительное место в репертуаре театров Москвы и Петербурга.
Был также театральным педагогом. В 1811 г. организовал группу молодых актёров,
выступавшую с комедийным репертуаром.
Греч Н.И. "Записки о моей жизни", СПб, 1886
г., стр. 204.
Виноградов В.В. "Язык Пушкина", стр.
99-100.
Пушкин, цит. по Виноградов В. "Язык
Пушкина", стр. 14-15.
Виноградов В.В. "Язык Пушкина", стр.
99-100, стр. 107
петух – символ Галлии; т.о. эту басню Крылова,
зачитанную на первом официальном собрании "Беседы", можно было
понимать и аллегорически: соловью, представляющему русскую речь, осёл
советует поучиться у французского петуха
В августе 1553 г. корабль Edward Bonoventure
под командованием Р. Ченслера бросил якорь в Двинской губе, напротив монастыря
св. Николая. По приглашению царя Ченслер с товарищами прибыли в Москву. Весной
1554 г. они были отпущены в Англию с грамотой к королю Эдуарду VI, дозволявшей
"английским торговым людям приходить со всякими товарами". Так
началась русско-английская торговля.
Глинка С.Н. "Записки", 1895 г., с. 255
"Записки, мнения и переписка…", т. 1, стр.
117.
Жозеф де Местр (Maistre) (1753 - 1821 гг.). С 1800 г.
канцлер Сардинии. В 1803- 16 гг. посланник сардинского короля Виктора-Эммануила
в России. Противник Французской революции и Наполеона; сторонник монархии и
католицизма. Написал несколько книг о своём пребывании в России.
Государственный секретарь – глава государственной канцелярии; должность, введённая
в рамках преобразований, разработанных Сперанским. Через государственную
канцелярию проходили все дела, требовавшие рассмотрения в Государственном
совете. Они распределялись по отделениям канцелярии для подготовки к
рассмотрению в департаментах Госсовета; докладывались на заседаниях
департаментов статс-секретарями или их помощниками, а в общем собрании Совета –
государственным секретарем или его заместителем. Помимо подготовки дел к
слушанию, государственная канцелярия занималась оформлением журналов заседаний
департаментов и общего собрания, а также составлением извлечений из них для
императора.
Шишков А.С. "Краткие записки адмирала А.С.
Шишкова, веденные им во время пребывания его при блаженной памяти Государе
Императоре Александре Первом в бывшую с Французами в 1812 и последующих годах
войну", СПб, 1831 г., стр. 7.
Кэткарт Уильям
Шоу (Cathcart) (1755 - 1843 гг.). Старший сын Чарльза Кэткарта
(1721- 76 гг.), девятого лорда Кэткарта, в 1768- 72 гг. посла Англии в России,
и Джин Гамильтон (1726- 71 гг.), происходившей из рода, издавна тесно
связанного с высшей российской аристократией. В начале 1770-х гг. находился в
Петербурге, где служил послом его отец; изучал русский язык. Затем изучал право
в университетах Глазго (его отец в 1773 г. стал ректором университета Глазго) и
Дрездена. С 1776 г. десятый лорд Кэткарт; с 1788 г. один из 16 шотландских
пэров в палате лордов. Участник англо- американской войны; сражений против
Наполеона. В 1806-07 гг. командующий вооружёнными силами Шотландии. В 1812- 20
гг. посол в Петербурге; во время зарубежного похода российской армии политический
советник союзников. С июля 1814 г. первый граф Кэткарт. Император Александр
наградил его орденами Георгия 4 степени, Андрея Первозванного и Анны.
Помимо
представления при петербургском дворе политических интересов Англии, Кэткарт
содействовал организации в конце 1812 г. местного Библейского общества, фактически
занявшегося, под видом благотворительной деятельности, подготовкой
протестантской реформации церкви, а заодно и внедрением своих платных и добровольных
агентов в разные сферы общественной жизни страны.
Wilson R. "Narrative of events during
the invasion of Russia by Napoleon Bonaparte and the retreat of the French
army. 1812", L.,
1860, p. 116.
"Высшее пресуществление войны – разрушить
планы врага; затем – разрушить его союзы; затем – напасть на его армию; и самое
последнее – напасть на его укреплённые города" (Сунь цзы).
Шишков А.С. "Краткие записки…", стр. 64.
"Записки, мнения и переписка…", т. 2, стр.
330 - 331.
Флигель-адъютант П.А. Кикин принимал участие в
"Беседе любителей русского слова" и активно поддерживал А.С. Шишкова
в литературных и общественно-политических вопросах.
Шишков А.С. "Краткие записки…", стр. 97.
"Вестник Европы", журнал
либерально-космополитического направления, основанный Н. Карамзиным в 1802 г.
Шишков А.С. "Краткие записки…", стр. 139.
Для сравнения небезынтересно отметить, что
австрийский император Франц, редактируя составленный канцлером Меттернихом
проект рескрипта главнокомандующему князю Шварценбергу поступил ровно наоборот:
всюду, где было написано "мое Отечество" (mein Vaterland), он
исправил на "моя империя" или "мои народы".
Аксаков С.Т. "Воспоминания об Александре
Семёновиче Шишкове" // "Собрание сочинений в 3 томах", т. 2.,
М., 1986 г. стр. 279.
"Записки, мнения и переписка… ", т. 2, стр.
94.
Р. Вильсон пишет здесь о себе в третьем лице
Wilson R. "Narrative of events during
the invasion of Russia by Napoleon Bonaparte and the retreat of the French
army. 1812", L.,
1860, pp. 184-188.
Нартов А.А. (1737 - 1813 гг.). Писатель. Один из
основателей, с 1797 г. президент Вольного экономического общества. В 1796- 98
гг. президент Берг коллегии. С 1801 г. глава Российской академии. С 1807 г.
действительный тайный советник.
"Устав и штат Императорской Российской Академии,
Высочайше утверждённые в 29 день мая 1818 года", СПб, 1835 г.
См.
также Сухомлинов М.И. "История Российской Академии", СПб, 1885 г.,
вып. 7, стр. 188.
Сведения об их жизни, а также фрагменты сочинений см.
в Приложении.
Строев П.М. (1796 - 1876 гг.). В 1816- 26 гг.
участвовал в работе кружка графа Румянцева; в 1817- 20 гг. ездил по
подмосковным монастырям, изучая имевшиеся там древние рукописи. С 1823 г. член
Московского общества истории и древностей российских. В 1828- 34 гг. руководил
археографической экспедицией, изучившей до 200 библиотек и архивов в северной и
средней полосе европейской части России.
Ертов И.Д. (1777 - после 1835 гг.). В 1798 - 1800 гг.
написал двухтомную научно- популярную астрономическую энциклопедию
"Начертание естественных законов происхождения вселенной"; изложил в
ней свою космогоническую гипотезу, развитую в более поздней работе "Мысли
о происхождении и образовании миров". В 1824- 25 гг. вышла его
"Всеобщая история древних просвещённых народов", тт. 1-5.
Ярцова Любовь Аникитична (1794 - 1876 гг.). Автор
нескольких книг для детей. "Полезное чтение …" получило также
половинную Демидовскую премию.
Шишков А.С. "Собрание сочинений и
переводов", СПб, 1828 г., т.XII, стр. 168.
См.
также Виноградов В.В. "Язык Пушкина", стр. 38-40.
цит. по "Чтение в торжественном собрании Императорской
Российской Академии, бывшем в 5 день декабря 1818 года", СПб, 1818 г.,
стр. 36-37. См. также Виноградов В.В. "Очерки по истории…", стр. 158.
Карамзин
не пояснил, почему Российское государство (или, в современных терминах,
российские налогоплательщики) должны содержать литераторов, работающих для
всего человечества. Такой вопрос был тем более уместен, что, как показали последующие
события, писать для всего человечества для ряда представителей
российской интеллигенции означало, в первую очередь, писать против этой
страны.
Пржецлавский О. "Александр Семёнович
Шишков"// "Русская старина", июль 1875 г., стр. 390. Греч и
Булгарин – тогдашние популярные писатели- публицисты.
В басне иносказательно говорится о сибирском купце,
позже московском публицисте Н. Полевом (1796 - 1846 гг.), издававшем с 1825 г.
журнал "Московский телеграф", пользовавшийся популярностью в
либерально- космополитических кругах за нападки на русских писателей и учёных.
См. напр.: "Полевой атаковал не только литературные авторитеты, но и
учёных; он, этот мелкий сибирский торговец, нигде не учившийся <!>
дерзнул усомниться в их науке… на учёные возражения он отвечал шуткою, а на
скучные рассуждения – дерзостью, вызывавшей громкий хохот" (Герцен А.
"Избранные…", стр. 353). Именно к этой особенности стиля публицистики
Полевого относятся слова басни: "радуясь, что тем ослов он насмешил, сам
думает: "Я славу заслужил!""
Краткие сведения об этих и других зарубежных
славистах см. в Приложении.
"Устав и штат Императорской Российской
Академии…"
Пржецлавский О., цит. соч., стр. 390.
Индолог д.и.н. Н.Р. Гусева приводила аналогичный
пример: профессор
Д.П. Шастри, посетивший Россию, заметил: "вы здесь все разговариваете
на какой-то древней форме санскрита и мне многое понятно без перевода"
(Гусева Н.Р. "Русские сквозь тысячелетия", М., 2007 г., стр. 66).
"Известия Российской Академии", кн. 9, 1821
г.
"Записки, мнения и переписка …", т.2, стр.
393. Фрагмент.
"Записки, мнения и переписка …", т.2, стр.
392 - 393.
См. Шишков А.С. "Опыт рассуждения о
первоначалии, единстве и разности языков, основанный на исследовании оных"
// "Собрание сочинений и переводов А.С. Шишкова", тт. V, XI
(продолжение) и другие работы.
"Собрание сочинений ...", т. XI,
стр. 88, примечание 2
"Собрание сочинений ...", т. XI,
стр. 42-43.
"Собрание сочинений ...", т. XI,
стр. 99-100.
"Собрание сочинений …", т. XI, стр. 44-46.
"Собрание сочинений …", т. XI, стр. 47.
"Собрание сочинений …", т. VI, стр. 9-14.
"Собрание сочинений …", т. XI, стр. 42 -
43.
"Собрание сочинений …", т. V, стр. 383 -
384.
"Собрание сочинений …", т. V, стр. 383 -
384.
"Собрание сочинений …", т. XIV, стр. 319 -
320.
"Собрание сочинений …", т. XIV, стр. 319 -
320.
См.
также другие примеры ниже в Приложении.
"Собрание сочинений …", т. VI, стр. 9 - 14.
Более полное изложение этого примера см. в
Приложении.
"Собрание сочинений …", т. XIII, стр. 295 -
296.
"Собрание сочинений…", т. XI, стр. 29.
"Собрание сочинений…", т. XI, стр. 33 - 35.
"Собрание сочинений…", т. V,
стр. 296.
"Собрание сочинений…", т. XI,
стр. 84.
См., напр., Wilkins J. "An Essay toward a Real
Character and a Philosophical Language ", L., 1668, pp.
1-20.
Концепция падения/ деградации/ утраты древних знаний
излагалась также в герметизме, других оккультных учениях.
"Собрание сочинений …", т. V,
стр. 294-295.
"Собрание сочинений …", т. XI, стр. 88.
"Собрание сочинений …", т. V,
стр. 296.
"Собрание сочинений …", т. XI, стр. 31.
"Собрание сочинений …", т. XI, стр. 48 -
49.
"Собрание сочинений …", т. XI, стр. 49.
Виноградов В.В. "Язык Пушкина", стр. 62 -
63.
Поскольку все языки, по А.С. Шишкову, происходили от
некоторого первобытного, то их древность, в смысле времени существования,
формально говоря, была одинаковой. Очевидно, под древностью здесь
следовало понимать период относительно самобытного существования языка.
"Рассуждение о красноречии…", стр. 14.
См. выше Приложение к главе "Борьба за
язык".
Речь, произнесенная на торжественном заседании
Российской академии 5 февраля 1821
года; см. ниже Приложение.
Виноградов В.В. "Язык Пушкина", стр. 64-65.
"Собрание сочинений …", т. XI, стр. 46.
"Собрание сочинений …", т. XI, стр. 36.
См. выше сопоставление латинских слов radix, radius
с рад, род и др.
Виноградов В.В. "Язык Пушкина", стр. 63 -
64.
"Известия Российской Академии", кн. 9, 1821
г., стр. 28-32.
См.
Приложение ниже.
Виноградов В.В. "Язык Пушкина", стр. 59 -
60.
"Известия Российской Академии", кн. 9, 1821
г., стр. 28-32.
См.
также "Собрание сочинений…", т. XI.
"Собрание сочинений…", т. XI,
стр. 144 - 151.
цит. по Виноградов В.В. "Язык Пушкина",
стр. 58-59
Витов М.В. "Антропологические данные как
источник по колонизации Русского Севера", М., 1997 г., стр. 16.
родственно близкие группы живых существ, относительно
отделённые от других групп того же вида (частными случаями популяций являются
народы)
расхождение со временем частот аллелей генов, вплоть
до вытеснения или фиксации каких-то из них
её примером могут служить жители близких деревень,
общающиеся между собой на ярмарках и других подобных событиях
См. напр. Алтухов Ю.П. "Генетические процессы в
популяциях", М., 2003 г., стр. 18-24, 138-143, 164.
Также см. Wright S. "Evolution and genetics of
population", 1969.
Алтухов Ю.П., цит. соч., стр. 282 - 283.
Например, чёткая различимость антропологического типа
славян отмечалась уже в древности: "Из… известий греческих, римских и
арабских писателей о славянах можно вывести заключение, что в эпоху выхода их
на историческую сцену и первых столкновений с культурными народами они
представляли собою определённый расовый тип, отличный как от типа южных народов
области Средиземного моря, так и от типа германцев. Древние писатели упоминают
о высоком росте, крепком сложении, румяном цвете лица и русых волосах славян…"
(Д. Анучин, "Славяне, антропологический тип"// словарь Брокгауза-Ефрона).
Впрочем, в некоторых современных публикациях, издаваемых обычно на деньги благотворительных
фондов, говорится о невозможности генетико- антропологического различения рас и
народов – т.е. как бы несуществовании их – в частности, в особенности, и
в первую очередь русского народа. Квалификацию подобных публикаций
характеризуют встречающиеся в них высказывания: "нет русских, есть только
русскоговорящие"; "русские это те, кто сами себя таковыми запишут"
и т.д.
Дерябин В.Е. "Современные восточнославянские
народы" // "Восточные славяне. Антропология и этническая
история", М., 1999 г. стр. 31-32.
которые, кстати, сами могли быть привнесёнными назад
в искажённом виде исходно славенскими словами – см. приведённые выше
Шишковым примеры
по пламенному революционеру историку-марксисту
Покровскому – "80%"
По современным научным данным, число
"азиатских" гаплогрупп мтДНК у русских порядка 2%; примерно такое же,
как у других европейцев (среднеевропейское – 3,6%, у поляков – 1,5% и т.д.). По
гаплогруппам Y-хромосомы, описывающим наследование по мужской линии,
у русских абсолютное большинство занимает "восточноевропейская" R1a
(около 50%), а условно-азиатские имеют фоновые значения.
Лонгинов М.Н. "Новиков и московские
мартинисты", М., 1867 г., стр. 60.
например, один из ранних масонов, Роберт Морей,
добавлял к своей подписи стилизованную пентаграмму; см. далее
Морей Роберт (Morey, Murray) (1608- 73 гг.). Получил образование в Эдинбурге и Франции. 20 мая
1641 г. вступил в масонскую ложу в Эдинбурге. С 1641 г. служил при дворе короля
Людовика XIII. В ноябре 1643 г. был захвачен в плен войсками баварского
курфюрста. После освобождения в 1645 г. поддержал Карла I в конфликте короля с
парламентом; сопровождал его сына (будущего Карла II) в изгнании. После
Реставрации стал советником короля; жил в Уайтхолле; устроил там химическую
лабораторию. Деятельно участвовал в организации нового центра науки Англии – Лондонского
Королевского общества. 6 марта 1661 г. был избран первым президентом Общества.
В 1666 г. составил трактат (около 50 страниц) по истории масонства.
Фолкс Мартин (1690 - 1754 гг.) редактировал
"Трактат по алгебре" Маклорена. В 1714 г. (в 23 года) стал членом
Лондонского Королевского общества, потом неоднократно избирался в совет ЛКО.
При Ньютоне Фолкс был одним из вице- президентов, а после Ньютона (1727 г.)
соперничал с Гансом Слоаном за избрание президентом Общества. В тот раз Фолкс
проиграл выборы, но после Слоана он с 1741 по 1753 гг. возглавлял ЛКО.
Рамсей Эндрю Майкл (1686 - 1743 гг.), из Шотландии.
Изучал философию и теологию в Глазго и Эдинбурге; интересовался математикой,
ещё со школы; участвовал в деятельности группы филадельфийцев – милленаристов-
приверженцев Беме. В 1716- 43 гг. находился, в основном, в Париже; являясь
сторонником свергнутой династии Стюартов. В 1724 г. некоторое время обучал
детей претендента. Сочинение "Путешествие Кира" (1727 г.) –
вымышленные беседы персидского царя Кира с Зороастром, его встречи с Пифагором
и Анаксимандром, посещение им египетских жрецов.
Пыпин А.Н. "Русское масонство", Пг, 1916
г., стр. 26.
Кейт Джеймс (1696 - 1758 гг.) происходил из рода
наследственных великих маршалов Шотландии. Служил во французской и испанской
армиях; в 1728 г. по рекомендации испанского посла при петербургском дворе де
Лириа был принят на военную службу в России. Участвовал в военных действиях в
Польше, в Очаковском походе; дослужился до звания генерал-поручика. В 1741/2 г.
стал мастером английских масонов в России. Принимал участие в войне со шведами;
после неё был назначен посланником России в Стокгольме. Там он также образовал
масонскую ложу, в 1743 г.. В 1747 г. перешёл на службу к прусскому королю
Фридриху II; стал генерал- фельдмаршалом и губернатором Берлина. В 1757 г.
командовал прусскими войсками при осаде Праги. Был убит в сражении при Гохкирхене.
Waite A. "The new encyclopedia of
freemasons", L., 1924, v.1, p.57.
Пыпин А.Н. "Русское масонство. XVIII
и первая половина XIX века", Пг., 1916 г., стр. 88.
Н.А. Головин – сын А.Ф. Головина (1694 - 1731 гг.) и
Н.П. Шафировой (1698 - 1728 гг.). П. Шафиров был с 1703 г. секретарем при
канцлере Ф.А. Головине, отце А.Ф. Головина. Предком рода Головиных был
армянский аристократ С. Гавра, выехавший в 1370/ 91 г. в Московию, потомки
которого получили прозвище Ховриных. Иван Голова (1453- 1509/ 16 гг.) из рода
Ховриных – родоначальник Головиных.
В 1751 г. французские просветители, под общим
руководством Дидро, начали издавать "Энциклопедию",
пропагандировавшую античную философию и религиозное свободомыслие. Сорбонна осудила "Энциклопедию"; в 1758 г.
Парижский парламент принял постановление, в котором об энциклопедистах
говорилось так: "… имеется определённая программа… составилось общество
для поддержки материализма, низложения религии, внушения неповиновения и порчи
нравов…"; в 1759 г. Королевский совет запретил продажу книг "Энциклопедии".
"Записка о крамолах врагов
России"//"Русский архив", 1868 г., стр.1352 - 1368.
Пыпин А.Н. "Русское масонство", стр. 80-81.
Виельгорский М.Ю. (1788/9 - 1856 гг.) – сын польского графа Ю. Виельгорского, видного
масона, и С. Матюшкиной. С. Матюшкина – дочь графа Дм. Матюшкина и Анны
Алексеевны Гагариной (1722 - 1804 гг.). А.А. Гагарина – дочь князя А.М.
Гагарина и Анны Шафировой. Т.о. М.Ю. Виельгорский являлся правнуком известного
сподвижника Петра I П. Шафирова.
Фесслер И.А. (1756 - 1839 гг.), родом из Венгрии;
переехал в Германию. В 1783 г. вступил в масонскую ложу. В 1789 г. создал
собственную систему масонства и занялся её пропагандой. В 1797 г. написал книгу
по истории масонства.
Брачев В., "Масоны и власть в России", М.,
2003 г., стр. 259.
Впрочем,
в то время само понятие интеллигенции было почти идентичным с понятием масонства.
немецкие протестантские университеты XVI-XVIII
вв. являлись одновременно центрами оккультной, алхимической, герметической
активности
А.С. Строганов (1733 - 1811 гг.) с
1765 г. входил в шведские ложи в России. После второго брака с Е.П. Трубецкой
(1770/ 1 г.) уехал в Париж, где жил долгое время. Входил в руководство Великого
Востока Франции с самого его образования; участвовал в выработке его устава.
Состоял также в "Девяти музах"; присутствовал
на заседании этой ложи, когда
там принимали Вольтера. С 1796 г. обер-
камергер. С 1798 г. граф Российской империи. С 1800 г. президент Академии
художеств. Е.П.
Трубецкая (1744 - 1815/ 7 гг.) – дочь кн. П.Н. Трубецкого и А.В. Хованской,
дочери шталмейстера В. Хованского и Екатерины Шафировой. Сын А. Строганова и Е.
Трубецкой – П.А. Строганов, видный либеральный деятель начала царствования Александра
I.
" Записка о крамолах …", стр.1352 - 1368.
Брачев В., цит. соч., стр. 146-148.
М.Л. Магницкий позже отошёл от масонства и стал его
критиком.
"Русская старина", янв. 1899 г.
Франко Ф. "Масонство", М., 2008 г., стр.
185, 204.
Брачев В., цит. соч., стр. 148.
цит. по Стеллецкий Н. "Князь А.Н. Голицын и его
церковно- государственная деятельность", К., 1901 г., стр. 16.
Жмакин В. "Иннокентий, епископ пензенский и
саратовский", 1885 г., стр. 155
"лютеранин, быть может, даже неверующий"
(Жозеф де Местр)
Waite A. "The new encyclopedia of
freemasons", L., 1924.
Против него полемизировали св. Григорий Богослов, Ефрем
Сирин, бл. Августин и другие отцы церкви. В 1516 г., в связи с очередным
всплеском милленаристских настроений, Латеранский
собор специально запретил оглашать в церквах предполагаемые сроки "конца
света".
Напр.: "Святые духи уклонились от общения с
человеком, как с недостойным такого общения… Духи, чувственно являющиеся
человекам, пребывающим в греховности и падении, суть демоны, а не св. ангелы" (св. Игнатий (Брянчанинов)).
Так, о книге немецкого мистика- теософа Якоба Беме
(1575 - 1624 гг.) "Путь ко Христу" протестантский пастор Рихтер
писал, что она "содержала столько богохульств, сколько в ней было строк".
Св. Игнатий (Брянчанинов): "В этой книге царит и дышит с её страниц
лесть злого духа, обольщающего человека, опьяняющего его".
Беме Якоб (1575 - 1624 гг.). Родом из Силезии.
Имел духовно- мистические видения. В 1612 г. под их влиянием написал книгу "Утренняя
заря". В 1624 г. была издана его
книга "Путь
ко Христу".
Сведенборг Эммануил (1688 - 1772 гг.). 6 апреля 1744
года был, по его словам, удостоен посещения Иисусом Христом. Написал ряд книг о
своих видениях.
Кульман Квирин (1651- 89 гг.), из Бреславля. Рано
увлекся оккультно- теософскими сочинениями; пропагандировал их в разных странах
Европы. Разделял распространявшиеся в то время идеи милленаризма; был склонен к
визионерству. В 1689 г. приехал в Россию. Пропаганда им сочинений Беме
встретила противодействие духовенства, в т.ч. пастора Немецкой слободы. В 1689
году Кульман был арестован и казнён. Масон Лопухин поставил в память о нём
мемориальный камень в своем саду.
Пордедж Дж. (1607- 81 гг.) – глава общества филадельфийцев,
английских почитателей Беме.
Арндт Иоанн (1555 - 1621 гг.), из Анхальта.
"Четыре книги истинного христианства" (1605- 10 гг.). В 1735 г.
перевод этой книги издан в России, запрещён Синодом; в 1784 г. снова издан.
Пыпин А.Н. "Русское масонство", стр. 83.
Юнг-Штиллинг (1740 - 1817 гг.), из Вестфалии.
Проповедовал восстановление "истинного христианства"; призывал
строить Новый Иерусалим; считал себя "находящимся под непосредственным
руководством Бога"; предсказывал приближение "тысячелетнего царства
Христа". Автор книги "Победная песнь, или Толкование на
Апокалипсис" где, среди прочего, предсказывался конец света в 1836 году.
фон Эккартcгаузен Карл (1752 - 1803 г.).
Написал более восьмидесяти книг, в том числе много религиозно-мистических
трудов.
Стеллецкий Н. "Князь А.Н. Голицын и его
церковно-государственная деятельность", К., 1901 г., стр. 16.
Радикальное течение в протестантизме, отвергавшее
иерархию и догматы; развивавшее учение о внутренней церкви. Центры
пиетизма – города Галле и Кенигсберг в Пруссии. Основатель – лютеранский пастор
Шпенер (1635 - 1705 гг.); видные представители – Г. Арнольд (1666 - 1714 гг.),
автор четырёхтомной "Истории церкви и ересей" (1698 - 1700 гг.);
И.-Е. Госнер
(1773 - 1858 гг.), автор перевода Нового Завета и книги "Дух Жизни и Учения Иисуса Христа в Новом
Завете" (о нём см. далее).
В 1803 г. герцог Бадена назначил Юнга- Штиллинга
гофратом, "дабы тот начал духовное строительство Нового Иерусалима на
берегах Рейна".
"Автобиография Юрьевского архимандрита
Фотия"// "Русская старина", 1895 г., февраль, стр. 189.
"Записка о крамолах…", стр.1352 - 1368.
Ср.: "Никому, до нового учреждения, не
приходило на ум подвести под один уровень дела синода, евангелической
консистории, римской духовной коллегии, армян, евреев, мусульман и шаманов"
(Стурдза А.С. "О судьбе православной русской церкви в царствование Александра
I"// "Русская старина", 1876 г., т. 15,
№ 2, стр. 282).
Пыпин А.Н., цит. соч., стр. 115; Стурдза А.С., цит.
соч., стр. 270; Фотий, "Автобиография…" // "Русская
старина", 1895 г., август, стр. 188.
Стеллецкий, цит. соч., стр. 149.
В
мае 1825 г., когда правительственный курс в религиозной политике изменился,
"Воззвание к человекам …" было изъято из употребления как
"злонамеренная, возмутительная, революционная, антихристианская
книга".
Пыпин А.Н. "Религиозные движения …", стр.
152.
Маргаритов С. "История русских мистических и
рационалистических сект", 1910 г.
Стеллецкий, цит. соч., стр. 127.
Стурдза А.С., цит. соч., стр. 273.
Католическая церковь выступала против библейских
обществ. В 1816 г. булла Пия VII запретила католикам участвовать в их деятельности; в
мае 1824 г. булла Льва XII осудила перевод Библии на народные языки. Однако Станислав
Сестренцевич- Богуш, архиепископ Могилёвский и митрополит римско-католической
церкви в России, прямо нарушая эти указы, принимал участие в заседаниях
Российского Б.О. "Напрасно римский престол громил выговорами и угрозами
митрополита Сестенцевича за его участие в библейском обществе; правительство
наше горячо вступилось за учёного и гибкого старца, угождавшего образу мыслей,
в то время господствовавшему" (Стурдза, цит. соч., стр. 272).
Находившиеся
в России иезуиты, напротив, несмотря на давление со стороны князя Голицына, не
вошли в состав Библейского общества. "Министр духовных дел предложил
генералу иезуитов участвовать в сем Обществе, однако сей последний почтительно
отказался" (де Местр., цит. соч., стр. 270).
Брачев В., цит. соч., стр. 235.
де Местр Ж., цит. соч., стр. 308.
"Автобиография Юрьевского …" //
"Русская старина", 1895 г., февраль, стр. 189.
"Записки адмирала А.С. Шишкова", 1868 г.,
стр. 75-76.
Стурдза, цит. соч., стр. 272.
Переводы
на народные языки и частные комментарии Библии были важными средствами
Реформации в Англии и Германии XV-XVI вв. Эти переводы финансировались оппозиционно
настроенными к католической церкви кругами. "В XV веке факт владения
Библией и её чтение на английском языке были косвенными признаками ереси"
(Хилл К. "Английская библия и революция
XVII в.", М., 1998 г.).
"Записки, мнения и переписка…", т. 2, стр.
288 - 298.
Рождественский С.В. "Исторический обзор
деятельности министерства Народного Просвещения", СПб, 1912 г., стр. 167,
165 - 166.
"Автобиография Юрьевского …"//
"Русская старина", 1895 г., июль, стр. 178; август, стр. 184.
"Автобиография Юрьевского …"//
"Русская старина", 1895 г., август, стр. 186- 187; ноябрь, стр. 233 -
235.
см.
также Жмакин В "Иннокентий, епископ …", стр. 27 - 28.
"Автобиография Юрьевского …"//
"Русская старина", 1895 г., август, стр. 189-190.
Вишленкова Е.А. "Религиозная политика,
официальный курс и "общее" мнение России александровской эпохи",
Казань, 1997 г., стр. 104.
"Автобиография Юрьевского …"//
"Русская старина", 1895 г., июль, стр. 177.
См.
также Стеллецкий, цит. соч., стр. 16.
Е.И. Станевич служил в канцелярии по приёму прошений
на имя императора, которую возглавлял флигель-адъютант П.А. Кикин, участник
"Беседы любителей русского слова".
Выпускник филологической семинарии при масонском
Дружеском учёном обществе. После окончания семинарии, как и ряд других
выпускников, некоторое время состоял членом новиковской розенкрейцерской ложи.
Его церковной карьере содействовал московский митрополит Платон (Левшин),
симпатизировавший масонству.
Высылку из столицы Фотия митрополит Михаил
предпринял, видимо, по инициативе тогдашнего главы департамента религиозных
культов министерства духовных дел и народного просвещения масона А.И. Тургенева.
Жмакин В., цит. соч., стр. 146.
Так, только А.А. Орлова-Чесменская (дочь и богатая
наследница екатерининского фаворита) потратила на восстановления монастырей, по
просьбам Фотия, 700 тыс. рублей. После его смерти она потратила на благотворительность
около 25 млн. рублей.
Иннокентий, епископ Пензенский и Саратовский, был
канонизирован Русской Православной церковью в августе 2000 г.
"Автобиография Юрьевского …" //
"Русская старина", 1895 г., февраль, стр. 216.
Веронский конгресс проходил в октябре - декабре 1822
г.
архимандрит Фотий "Борьба за веру против
масонов", 2010 г., стр. 367 -370.
"Автобиография Юрьевского …"//
"Русская старина", 1895 г., ноябрь, стр. 224 - 228.
Фотий пишет здесь о себе в третьем лице
А.А. Орлова-Чесменская, духовная дочь Фотия
"Автобиография Юрьевского …" //
"Русская старина", 1895 г., август, стр. 190.
Ср.
также: "Услышав некогда ревность Серафима, Филарет даже писал епископу
Григорию – ученику своему, дабы тот оставил Серафима митрополита одного действовать"
(там же, стр. 186 - 187).
"Автобиография Юрьевского …" //
"Русская старина", 1895 г., ноябрь, стр. 224 - 228.
Правом налагать анафему обладал только Синод. Фотий
позже получил выговор от императора за свой поступок.
"Карамзин, пользовавшийся чрезвычайным
доверием Императора Александра, всячески старался оправдать Тургенева во мнении
Государя, но все его старания были безуспешны" (Стеллецкий Н.
"Князь А.Н. Голицын и его церковно-государственная деятельность", К.,
1901 г., стр. 271).
"Записки, мнения …", т. 2, стр. 208-209.
См.
также "Записки адмирала Шишкова", стр. 52.
Стеллецкий, цит. соч., стр. 227.
Ср.:
"Князь Голицын очень рано полюбил Филарета и, считая его во всём солидарным
с собой, много помог ему в его необыкновенном возвышении" (Жмакин В.
"Иннокентий, епископ…", стр. 40).
Ср.
также: "Народ его (Филарета) не любил и называл масоном, потому что он
был в близости к князю А.Н. Голицыну и проповедовал в Петербурге в самый разгар
библейского общества" (Герцен А.И. "Избранные сочинения",
М., 1971 г., стр. 178).
"Автобиография…"// "Русская
старина", 1895 г., февраль, стр. 191.
Болховитинов Евфимий Алексеевич (митрополит Евгений)
(1767 - 1837 гг.). Сторонник православно-патриотической партии. С 1808 г. епископ
Вологодский. С 16 марта 1822 г. митрополит Киевский и Галицкий. Автор ряда
работ по церковной и светской истории; с 1805 г. почётный член Московского
университета; с 1806 г. – Российской академии.
В 1990 г. Российское Библейское общество было восстановлено.
Одним из его организаторов являлся А. Мень, первым президентом – С. Аверинцев.
По составу и целям деятельности восстановленное Российское Библейское общество
соответствовало своему предшественнику 1813- 26 гг.
Герцен А.Н. "Былое и думы", 1958 г., т. 1,
стр. 282 - 283.
"Автобиография…"// "Русская
старина", 1895 г., ноябрь, стр. 228 - 233.
Доклад в Комитете министров о книге Госнера делал
А.С. Шишков.
"Автобиография Юрьевского …"//
"Русская старина", 1895 г., ноябрь, стр. 233 - 235.
"Записки адмирала А.С. Шишкова", 1868 г.,
стр. 59-63.
мнение сие, родившееся от незнания силы языка и
недостатка здравого рассудка, заразившее не только новейших светских писателей,
но даже и духовенства, простёрлось до такой степени, что в отчёте Библейских
Обществ сие искажение Священных писаний называют переводом на природный русский
язык, словно как бы тот был для нас чужой – отселе презрение к коренным самым
знаменательнейшим словам, отселе несвойственность многих выражений, отселе
неразумение сильного краткого слога и введение на место онаго почёрпнутой из
чужих языков безтолковщины. Мнение сие так усилилось, что некто – не журналист,
не самоучка стихотворец, не барыня, забывшая свой язык в Париже – но один из
знаменитейших церковных пастырей, защищая надобность переводов, яко бы для
лучшего разумения оных, в доказательство тому сказал: при мне один дьячок
спросил, что значит слово ради в выражении "нас ради
распятого", и он неумел отвечать. Тут один из слушателей не мог удержаться
от смеха и захохотав сказал: хороши наши дьячки, когда не знают даже и таких
слов, которые все нищие, ходя по улицам, кричанием своим "подайте ради Христа"
беспрестанно повторяют (примечание А.С. Шишкова).
такие замены были сделаны в "Кратком
катехизисе" Филарета
Котельников Е.Н., основатель секты
"духоносцев". Написал несколько сочинений, использовавших идеи из переводных
книг мистиков.
"Записки, мнения и переписка …", т.2, стр.
292 - 298.
"Записки, мнения и переписка…", т.2, стр.
182 - 185.
"Записки, мнения и переписка…", т.2, стр.
243-244.
В.М. Попов, переводчик книги Госнера, во время
министерства А.Н. Голицына директор департамента народного просвещения. Дело о
нём было передано в сенат, где либерально-масонская группировка, поддержанная
царём, стремилась не допустить осуждения Попова. Его дело было прекращено, но
позже, за вовлечение своих дочерей в секту Татариновой, Попов был сослан в
монастырь.
Брашман Н.Д. "О влиянии математических наук на
развитие умственных способностей. (Речь, произнесённая 17 июня 1841 года)",
М., 1841 г., стр. 24. (Брашман Н.Д. (1796- 1866 гг.) - математик, ученик Н.И.
Лобачевского).
Брашман Н.Д., цит. соч. стр. 26.
Вишленкова Е.А. "Ревизор, или случай
университетской проверки 1819 г." // "Отечественная история", 4,
2002 г., стр. 25.
О влиянии масонов и иллюминатов на образование см.
краткий обзор выше.
Герцен А.И. "Избранные сочинения", М.,
1971 г., стр. 167.
Рождественский, цит. соч., стр. 127.
Стурдза А.С. (1791 - 1854 гг.)
принадлежал к семье молдавской аристократии. С 1809 г. служил в Коллегии
иностранных дел Российской империи, секретарем канцлера Н. Румянцева.
Участвовал в работе Венского конгресса 1814- 15 гг. Редактировал Акт о
Священном Союзе, подписанный в сентябре 1815 г. С 1816 г. член Учёного комитета
Министерства народного просвещения. В 1818 г. участвовал в работе Ахенского
конгресса.
Рождественский, цит. соч., стр. 116.
Гейдельбергский университет – старейший в Германии. С
конца XV века крупный центр гуманизма и оккультизма; со второй
половины XVI в. центр кальвинизма, сменивший в этом отношении
Женеву. "Гейдельбергский катехизис" (1563 г.) – важнейший
вероисповедный документ реформатской церкви.
Рождественский, цит. соч., стр. 117.
любители знания и любители добродетели,
соответственно
Мицкевич Адам (1798 - 1855 гг.) происходил из семьи франкистов
(евреев - европейских последователей Саббатая Шеви). В 1815 г. поступил в
Виленский университет; занимался там конспиративной организационной
деятельностью. В октябре 1823 г. был арестован; через полгода выпущен на
поруки. Посещал Москву, Петербург; был близок к ряду декабристов; встречался с
А.С. Пушкиным. С мая 1829 г. находился в Италии. Польское восстание 1830 г.
горячо приветствовал, но участия в нём не принял. В 1832 г. поселился в Париже.
На пожертвования от благотворительных фондов занялся политической
публицистикой. В 1840 г. стал первым профессором славянской словесности в Колеж
де Франс. В 1848 г. выехал в Рим с целью организации добровольческого
легиона для борьбы против Австрии. Набранные им полтысячи добровольцев приняли
участие в итальянских революциях. Вернувшись в Париж, некоторое время был
редактором журнала "Народная трибуна". В своих тогдашних
выступлениях, к изумлению либерала Герцена, призывал французского президента,
позже императора Наполеона III отправиться, во главе демократических сил, в
поход за освобождение "всех угнетённых народов" (Герцен А.И.
"Былое и думы", 1958 г., т. 2, стр. 271 - 274). Осенью 1855 г. выехал
в Турцию как военный агент отеля "Ламбер" (парижской штаб-квартиры
князя Чарторыйского), намереваясь организовать еврейский легион для помощи французам и англичанам в войне
против Российской империи.
Хилл К. "Английская библия и революция XVII
в.", М., 1998 г.
Carter T. "The
invention of printing in China and its spread westward", 1925.
См. выше краткий обзор участия масонов в издательском
деле в России.
Рождественский, цит. соч., стр. 160.
"Записки, мнения и переписка …", т.2, стр.
284.
Лелевель Иоахим (1786 - 1861 гг.). После окончания в
1808 г. Виленского университета преподавал в Варшаве и Вильне. С 1822 г.
профессор истории Виленского университета. Во время польского восстания 1830-
31 гг. был членом национального правительства. С 1831 г. в эмиграции; в Париже
и Брюсселе. Написал ряд сочинений по истории. В 1847 г. вместе с Марксом,
Энгельсом и др. участвовал в создании Демократической ассоциации единения и
братства народов; стал её вице-президентом.
Выступление в Госсовете 17 июня 1815 г.
"Записки,
мнения и переписка …", т.2, стр. 43-53.
Речь А.С. Шишкова 2 июня 1826 г. в Комитете
устройства учебных заведений; Рождественский С.В., цит. соч., стр. 175.
Рождественский С.В., цит. соч., стр. 165 - 168.
Речь А.С. Шишкова в Главном правлении училищ 11
сентября 1825 г.; "Рассуждение о любви к Отечеству".
Ср.
также: "Повсюду,
где просвещение перестало быть религиозным, больше нет национального
просвещения" (де Местр).
Кочубинский А.А. "Адмирал Шишков и канцлер граф
Румянцев. Начальные годы русского славяноведения", Одесса, 1887 г., стр.
248.
Лалаев М. "Исторический очерк военно-учебных
заведений, подведомственных Главному их управлению от основания в России
военных школ до исхода первого двадцатипятилетия благополучного царствования
Государя Александра Николаевича (1700 - 1880)", СПб, 1880 г., стр. 68.
"Сборник постановлений Министерства народного
просвещения", СПб, 1864 г., т.2, отд. 1, стр. 23.
Рождественский С.В., цит. соч., стр. 200.
"Сборник постановлений Министерства народного
просвещения", СПб, 1864 г., т. 2, отд. 1, стр. 337.
в циркуляре министра было сказано, что преподавание
логики "почти не приносит пользы" учащимся (Рождественский, цит.
соч., стр. 273)
Рождественский, цит. соч., стр. 290.
Рождественский, цит. соч., стр. 265.
Брылевская Л.И. "Реформа математического
образования в николаевское время"// "Философский век. Россия в
николаевское время: наука, политика, просвещение", 1998 г. стр. 117 - 125.
цит. по Лащенков Н. "Евстафий Иванович
Станевич", Харьков, 1896 г., стр. 8-9.
Аксаков С.Т. "Воспоминания…", стр. 260.
"Автобиография…" // "Русская
старина",1895 г., июль, стр. 180.
Аксаков С.Т. "Воспоминания …", стр. 244 -
245.
В 1938- 39 гг. Л.В. Каган, Л.С. Альтман и ряд других
следователей- фальсификаторов "дела славистов" были арестованы и
расстреляны как враги народа.
Виноградов, "Язык Пушкина", стр. 65 - 66.
Следует отличать содержание
проходившей тогда в России борьбы против космополитизма и дегенеративного
искусства от её формы, которая, по необходимости, использовала
марксистско-ленинскую фразеологию.
Тынянов Ю.Н. "Проблемы стихотворного языка.
Статьи", М., 1965 г., стр. 114.
Ср.: "Тайные покушения прельстить умы,
очаровать сердца, поколебать в них любовь к земле своей и гордость к имени
своему есть средство надежнейшее мечей и пушек " (А.С. Шишков).
"Давно на почве европейской
Где ложь так пышно разрослась
Давно наукой фарисейской
Двойная правда создалась
Для них – закон и равноправье
Для нас – насилье и обман" (Тютчев)
Аксаков С.Т., цит. соч., стр. 269-270.
Стоюнин В. "Александр Семёнович Шишков",
1880 г., стр. 206.
помещица Полонская продала Андреевой своего дворового
человека Ивана Чернышева с женой и малолетней дочерью, а его старшую дочь
оставила у себя
"Записки, мнение и переписка …", т. 2, стр.
121, 127.
Аксаков С.Т., цит. соч., стр. 247.
Лонгинов М.Н. "Сочинения", т. 1, 1915 г.,
стр. 341.
де Местр "Петербургские письма", стр. 179.